Результаты рейтинга

Рейтинг
«Эксперт» №45 (351) 2 декабря 2002
Инвестиционный климат России сейчас обусловливают две взаимосвязанные тенденции: растущая дифференциация регионов и формирование инвестиционного ядра

Центробежные процессы. В 2001-2002 годах вновь усилилась дифференциация регионов. Если после кризиса они тесно группировались в плоскости "риск-потенциал", то теперь различия стали нарастать (график 3). Так, в предыдущем рейтинге регионы с максимальным и минимальным рисками различались в 2,8 раза (Республика Ингушетия и Новгородская область, Чечня в этих сопоставлениях не учитывается), а в этом году - уже в 3,2 раза (Корякский АО и Новгородская область). По величине инвестиционного потенциала в прошлом рейтинге Москва опережала Корякский АО в 296 раз, в новом - уже в 333 раза. Как говорится, богатые становятся богаче.

Лишь пять регионов, преимущественно крупных и средних (Московская, Ленинградская, Ярославская, Тульская области и Хабаровский край), качественно улучшили свои позиции в инвестиционном рейтинге - перешли в более высокие рейтинговые классы. В то же время 14 регионов (самые крупные среди них Красноярский край, Приморский край и Волгоградская область) понизили свой рейтинговый класс (карта 1). Наиболее заметные изменения в рейтинге: из элитного класса 2А (минимальный риск - умеренный потенциал) ушла Белгородская область, и в самой многочисленной категории 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск, своего рода "средний класс") количество регионов сократилось с 30 до 24, то есть вернулось на уровень 2000 года ( и график 4).

Отчасти эти негативные новости компенсирует то, что растет число регионов с минимальным инвестиционным риском. Класс 1А (высокий потенциал - минимальный риск) пополнился Московской областью, в классе 3А (пониженный потенциал -минимальный риск) появилась Ярославская область. Все шансы войти в число регионов с минимальным инвестиционным риском есть у Орловской области и Татарстана (он, напомним, покинул эту группу еще в 1999 году).

Еще один утешительный факт - изменение "розы ветров" (, и карта 2). Сравнение характера изменений инвестиционного климата в 2001-2002 годах и в 1997-1998 годах позволяет отметить улучшение общей картины распределения. Если раньше самой многочисленной была группа регионов, где одновременно росли риск и потенциал, то в этом рейтинге самая представительная группа - те регионы, где снижаются риски, правда, одновременно снижается и потенциал.

Формируется "инвестиционное ядро" России. Новый факт регионального инвестиционного развития - интенсивное улучшение инвестиционного климата в регионах, расположенных между Москвой и Санкт-Петербургом. Если раньше мы выделяли два полюса инвестиционной привлекательности - оба мегаполиса бесспорно лидировали, то теперь вместе с ними в "отрыв" уходят и прилегающие области - Московская и Ленинградская. К каждому из этих полюсов примыкает по региону-сателлиту с минимальным инвестиционным риском (карта 1) - это Ярославская и Новгородская области. Они образуют своего рода "инвестиционный резерв" для реализации тех проектов, которые по различным причинам (высокая арендная плата за землю, бюрократические проволочки, экологические требования и проч.) нецелесообразно ил

Возможно, это прозвучит несколько неожиданно, но за экономический рост и инвестиции в России отвечают губернаторы. Причем отвечают и в прямом, и в переносном смысле.

О юридической стороне дела обычно никто не вспоминает. В статье 114 Конституции РФ, разъясняющей функции федерального правительства, говорится о политике - бюджетной, социальной, экологической и даже демографической. А вот про экономику или инвестиции там ни слова. Не возложены функции по выработке такой политики ни на президента РФ, ни на Федеральное собрание. Разве что президент, согласно все той же статье 114, может своим указом поручить правительству разработку и проведение инвестиционной политики. Но пока о таком указе никто ничего не ведает. Так что нет оснований, вообще говоря, упрекать федеральные власти в том, что у них исключительно фискальные устремления. Правда, и региональным властям Основной закон напрямую не вменял заботиться об экономике. Но статья 73 действующей Конституции РФ гласит: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Если же отрешиться от формальных моментов, то на сегодня главы регионов едва ли не единственное звено власти, судьба которого зависит от инвестиционного климата. По крайней мере именно об этом убедительно свидетельствует статистика рейтинга за семь лет.