Эвристический катарсис, или Наука идет в монастырь

Наука и технологии
Москва, 13.01.2003
«Эксперт» №1 (355)
Научно-популярный телеведущий Александр Гордон уверен, что рейтинг его передачи прямо пропорционален ее недоступности для понимания

- Зачем вы делаете научно-популярную передачу?

- Протестую, научпопом я не занимаюсь, жанр у передачи другой.

- Какой? Маргиналы НТП?

- Ну почему, у нас в основном представители мейнстрима, какие же это маргиналы? Несколько за все время было, чтобы оживить процесс. А все остальное - это абсолютный мейнстрим в рамках Академии наук. Да и в тех случаях, когда мы приглашаем маргинала, обязательно в пару подбираем "классика". А если вдруг какая-то маргинальная тема звучит сама по себе, то на следующий день или в течение той же недели мы даем альтернативную "классическую" интерпретацию.

Передача по сути развлекательная, и приписывать ее к научпопу - это абсолютный бред. Именно отсутствие популяризации и делает передачу тем, что она есть.

Вот меня развлекает, например, когда при мне два гостя начинают размышлять. Иногда, конечно, это скатывается к лекции, к давно наработанному сценарию мыслительного поведения, но иногда возникает вот это эвристическое озарение, которое ну не в каждой программе, но часто присутствует: "не понял, не понимаю, понял", оно сродни катарсису все-таки. Мне кажется, это очень развлекает людей. Меня, по крайней мере, развлекает.

- Вы добываете новое знание?

- Да нет же. Я просто эксплуатирую два типа аудитории. Первый - это продукт системы хорошего советского образования. Это люди с высшим образованием, которые хотели быть в науке, но по ряду причин, социальных и внутренних, из нее вышли. Они (по признанию одного из олигархов) до сих пор испытывают из-за этого некое чувство вины.

- Играете на комплексах?

- Да, играю. Второй тип зрителей отличается отсутствием образования, достаточного для того, чтобы понимать, о чем идет речь в передаче. Они думают, что таким образом это образование получают. Это очень простой путь.

- Для этой второй части аудитории вы выполняете просветительскую функцию?

- Нет. Я еще раз говорю, что это передача развлекательная. Я в данном случае выступаю как шоумен. Эффект от программы - это повышение у аудитории самооценки. Построена передача приблизительно так же, как все интеллектуальные игры - "Своя игра" и прочие. Там человек сидит и проверяет себя - знает ли он ответ на вопрос, который задается в эфире. Здесь человек сидит и проверяет себя - он понимает то, что происходит, или не понимает. Когда понимает - все, счастье, он выиграл миллион.

Впрочем, у каждого зрителя свое восприятие. Один зритель мне сказал: "Знаешь, я как 'дуну' перед программой и 'уношусь', они у тебя там говорят, а мне хорошо, мне хорошо!" Это один способ восприятия. Другой человек говорит, что очень любит мою программу - под нее засыпается блестяще. Это другой способ восприятия. Третий, когда он что-то понял, будит жену и говорит: "Слышишь, что рассказывают, слышишь? Я что понял, смотри!" И про темные материи ей что-нибудь там... Да, четыре раза в неделю, раз за разом, все непонятнее и непонятнее - это хорошо. Чем непонятнее передача, тем выше рейтинг, это показывают цифры.

Вот приходит человек с горящими глазами и полчаса говорит слов

У партнеров

    Реклама