Нам не нужна большая наука

Наука и технологии
Москва, 13.01.2003
«Эксперт» №1 (355)
Конец большой науки может обернуться инновационным взрывом

Каких-нибудь сорок лет назад взрыв водородной бомбы мощностью в пятьдесят мегатонн или пилотируемая экспедиция на Луну могли считаться доказательством эффективности национальной инновационной системы (НИС). Конец второй мировой войны и начало холодной дали ученым неожиданный карт-бланш в деле привлечения общественных ресурсов для удовлетворения собственных исследовательских нужд.

"Чистая" наука вдруг стала политической силой, способной, пусть и опосредованно, влиять на судьбы мира. Товарищ Сталин внимательно читал письма опального Петра Капицы, американские нобелевские лауреаты были желанными гостями в Белом доме.

Историческая ирония заключалась в том, что пик интереса власть имущих к эзотерическим, по сути, занятиям по установлению природных закономерностей практически совпал с началом серьезного кризиса в большой науке. После достижений такого калибра, как теория большого взрыва и подтверждающие ее эксперименты по обнаружению красного смещения в излучении галактик или реликтового излучения, расшифровка структуры ДНК, объединение электромагнитного и слабого взаимодействия, существенных прорывов в области эмпирического знания практически не наблюдалось. Впрочем, составлять рейтинг последних великих открытий - вопрос вкуса и профессиональной принадлежности. Любопытней, что у "высокого" сегмента НТП появился еще один существенный недостаток. Физики, например, уже не в состоянии не то что применить, а просто проверить свои теории в обозримом будущем. Эти теории не технологичны in genere - одно дело изобрести ядерный реактор или транзистор, и совсем другое - привести абстрактное математическое доказательство того, что в основе всех физических явлений лежат суперструны, для подтверждения существования которых не хватит бюджета всего человечества.

Замораживание строительства восьмимиллиардного сверхпроводящего суперколлайдера, с помощью которого американские физики планировали еще на "пару дюймов" проникнуть в глубь вещества, равно как и сворачивание программы пилотируемой марсианской экспедиции, лоббировавшейся первоначально NASA, свидетельствуют о намечающейся тенденции - интересы фундаментальной науки все больше отдаляются от интересов бизнеса и государства. В нынешних проблемах науки, как считает один из идеологов искусственного интеллекта Марвин Минский, виновата прежде всего склонность ученых продолжать делать что-то, что они, как им кажется, научились делать хорошо, а не переходить к новым и более актуальным для общества проблемам. Счастливый период "большой науки", длившийся с конца сороковых до конца восьмидесятых, закончился в нашей стране так же, как и на Западе. Означает ли это, как выражается популярный американский журналист Джон Хорган, "закат века науки"? Едва ли.

Мы склонны считать, что просто меняются цели и задачи НИС, поэтому меняется и удельный вес ее отдельных фрагментов - фундаментальной и прикладной науки, инновационного слоя гражданской экономики и ВПК.

Необходимость постоянного прироста знания - главная цель фундаментальной