Закат реформ

Экономические реформы заморожены, потому что у правительства сегодня другие приоритеты

Позапрошлый год заканчивался идиллически: экономика, еще не растратив посткризисный импульс, активно росла, предприниматели готовы уже были поверить, что между властями и бизнесом устанавливаются новые отношения - доверительные и партнерские, внешне это проявлялось в регулярных встречах президента с руководителями крупнейших отечественных компаний. Власть тоже была вполне довольна бизнесом - собираемость налогов росла, а вместе с ней и доходы бюджета.

Виртуальная реформа и реальное бремя

Однако начался 2002 год с жестокого разочарования: 31 декабря 2001 года президент подписал пакет законов, предусматривающих внесение ряда поправок в налоговое законодательство. Один из документов обязывал всех плательщиков налога на вмененный доход платить еще и единый социальный налог. Для 140 тыс. малых предприятий и почти полутора миллионов индивидуальных предпринимателей налоговая нагрузка возросла примерно вдвое. И в среде малого бизнеса именно тогда впервые прозвучало, что на практике налоговая реформа оборачивается лишь увеличением налогового бремени.

Вскоре в хоре разоблачителей налоговой реформы голосов прибавилось - присоединились представители и крупных компаний. С 1 января 2002 года они лишились инвестиционной льготы по налогу на прибыль, и налоговая нагрузка на активно инвестирующие компании заметно повысилась: они стали платить налог на прибыль по ставке 24% вместо прежних "льготных" 17,5%. А введенный с 1 января специальный налоговый учет потребовал от компаний дополнительных расходов, эквивалентных, по оценке МЭРТ, увеличению налогового бремени на 1% ВВП.

Все ждали снижения ставок единого социального налога и НДС - но этот налоговый шаг так и не был сделан. Минфин объяснял, что такая остановка вызвана резким сокращением поступлений в бюджет налога на прибыль, из-за которого мытари оказались не в состоянии выполнять бюджетные задания. Осенью вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что "резервы по снижению налоговой нагрузки исчерпаны".

Для 140 тыс. малых предприятий и почти полутора миллионов индивидуальных предпринимателей налоговая нагрузка возросла примерно вдвое

Впрочем, оснований для столь драматических заявлений у правительства практически не было. По данным МНС, бюджетное задание на январь-октябрь 2002 года мытари выполнили на 100,4%. объемы налоговых поступлений превысили показатели за аналогичный период 2001 года на 26,1%, а бюджетное задание на октябрь налоговики даже перевыполнили на 2,8%. Так что о негативных последствиях налоговой реформы для бюджета говорить не приходится.

Правда, поступления по налогу на прибыль действительно снизились - составили 95,5% к соответствующему периоду 2001 года. Но вызвано это не столько изменением налогового законодательства, сколько другими весьма существенными причинами. Например, снижением рентабельности отечественной экономики: в среднем по промышленности она составила в первом полугодии 2002 года 8-9% - против 13% в первом полугодии 2001-го. Негативно отразились на показателях рентабе

У партнеров

    Реклама