Представители и непредставленные

Политика
Москва, 13.01.2003
В повестке дня впервые стоит вопрос о партии, способной создать правление и действительно править. И та партия, которая первой и наиболее убедительно покажет, что она реально защищает крупные общественные интересы, получит шанс стать правящей

В последнюю неделю перед новым 2003 годом вступил в силу новый федеральный закон о выборах депутатов Госдумы, а Совет Федерации одобрил закон о выборах президента России. До этого были приняты также законы о политических партиях и об обеспечении избирательных прав граждан. Таким образом, практически завершена работа по созданию новых правил игры для политических субъектов, и это главный политический итог 2002 года. В году наступившем по этим правилам будет вестись борьба за места в Думе, выборы в которую пройдут 14 декабря, а спустя ровно четыре месяца - 14 марта 2004 года - состоятся президентские выборы.

В экспертном сообществе завершившийся законодательный цикл называют сменой воды в аквариуме. При этом химический состав воды изменен, и сделано это таким образом, чтобы рыбок было числом поменьше, чтобы исчезла всякая мелочь и молодь, затрудняющая селекционерам наблюдение, подсчет и контроль. Исполнительная власть и примкнувшая к ней Центральная избирательная комиссия не скрывают, что главной задачей реформы выборного законодательства является сокращение числа участников политического процесса и усиление роли нынешних политических партий.

Сравнение политического пространства страны с аквариумом хромает лишь в одном пункте: сами рыбки (партии) активно сотрудничают с селекционерами, и цели у них совпадают. Большинство законодательных новаций, направленных на поддержку крупных политических партий и на затруднение выхода на арену новых игроков, встречали единодушную поддержку всех фракций Госдумы. С полугода до трех месяцев уменьшены сроки избирательной кампании, а на политическую рекламу в прессе отведен и вовсе один месяц. Это, конечно, дает большие преимущества раскрученным политическим игрокам, что показали проведенные по таким правилам недавние выборы в Петербургское законодательное собрание. Бесплатное эфирное время дается всем игрокам, но, если партия не наберет двух процентов, тогда с нее взыщут деньги по полной программе.

Зато те, кто получил более трех процентов, получают государственное финансирование: за каждый полученный голос - один рубль в год. То есть если партия набрала, допустим, 20 млн голосов, то каждый год она будет получать 20 млн рублей дотации из бюджета. А значит, финансировать ее будут все налогоплательщики, включая тех, кто эту партию ненавидит. Кроме того, прошедшие в парламент партии получают право без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на любые выборные должности в стране, от поселкового совета до президента России.

С 2004 года на выборах в законодательные органы субъектов федерации тоже вводится пропорциональная система, то есть не менее половины депутатов будут проходить по партийным спискам.

Существенное ужесточение юридических и финансовых процедур для участия в выборах, по мнению многих политиков и политологов, приведет к тому, что главные события в будущих кампаниях развернутся не в сферах идеологии и пиара, как это было раньше, а в судебных инстанциях и избирательных комиссиях. Это уже происходило в минув

У партнеров

    Реклама