Мы их заметили

Повестка дня
«Эксперт» №6 (360) 17 февраля 2003
Брэндом года-2002, по результатам исследований британской консалтинговой компании Interbrand, стала интернет-поисковая система Google. Менее отчетливо в сознании потребителя запечатлелась Apple.

Сегодня "минималистичный" поисковик Google обслуживает более половины всех запросов, опережая конкурентов - Yahoo!, MSN Search и AOL Search - и привлекая порядка 14,4 млн посетителей в неделю. Благодаря огромной базе Google (по крайней мере 3 млрд веб-страниц) появилась игра Googlewhacking. Ее суть в печатании двух любых слов в поисковике так, чтобы он выдал "Найдено 1 из 1". А глагол "to google" уже прочно вошел в разговорный английский язык. В отличие от других компаний Google старательно избегает телерекламы, полагаясь на проверенный принцип передачи информации "из уст в уста". Кстати, вслед за ним сайт Amazon.com уже объявил, что отказывается от телерекламы.

Минималистом в своем роде является и занявший второе место производитель софта и компьютеров Apple (14%). Доля рынка этой компании составляет менее 3% по всему миру и менее 5% в США, которые считаются ее наиболее выигрышным рынком. По мнению журнала Brandchannel, на второе место Apple "вытянула" именно реклама. Успех же американской и европейской сети кофеен Starbucks, занявшей четвертое место, обусловлен высоким сервисом.

Исследование проводилось в режиме онлайн на сайте brandchannel.com в ноябре и декабре 2002 года. В нем приняло участие 1317 человек из 72 стран. Респондентов просили выбрать тот брэнд, который в наибольшей степени повлиял на их жизнь. Причем влияние могло быть положительным или отрицательным (к примеру, по итогам голосования в США и Канаде скандальная компания Enron набрала 3% голосов) (см. таблицу).

Иначе говоря, главным критерием была известность брэнда в 2002 году. Видимо, поэтому в исследовании в качестве брэндов фигурируют певицы Дженифер Лопес и Кайли Миноуг, а также Ирак, Al Jazeera и "Аль-Каида".