Поколение экшн

Культура
«Эксперт» №6 (360) 17 февраля 2003
Кинопродюсер Сергей Сельянов считает, что для нормального развития кинобизнеса в России необходимо вмешательство государства

- Еще совсем недавно у нас вообще не замечали кинопродюсеров. А теперь о них стало модно говорить -. появился образ этакого толстяка с огромной сигарой в зубах и двумя блондинками под мышкой, который топчет ногами режиссера и решает абсолютно все. Мне неинтересно обслуживать режиссера или давить на него. Я предпочитаю сотрудничество.

Продюсер Сергей Сельянов модному образу действительно не соответствует. В его тесном кабинете ни торжественного дубового стола, ни кресел из черной кожи нет. Сигар и блондинок тоже не видно. От стен отклеиваются обои. Для удобства посетителей - четыре спаянных между собой креслица, обитые красным дерматином и вызывающие острую ностальгию по районной поликлинике советских времен.

Об образе современного российского кинопродюсера вообще говорить довольно сложно - просто потому, что в отличие от Запада у нас продюсерских брэндов не существует. И Сергей Сельянов - это первый и, пожалуй, единственный пока в России кинематографист, сделавший себе имя как продюсер.

Настоящая кинокарьера началась для него в 1997 году с фильма "Брат" - хотя до этого Сергей Сельянов, выросший в карельском городе Олонце, успел возглавить любительскую киностудию "Сад" в Тульском политехническом институте, окончить сценарный факультет ВГИКа и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, в 1992 году совместно с Алексеем Балабановым открыл кинокомпанию СТВ (которая успешно функционирует до сих пор), много снимал как оператор, монтировал, режиссировал... В балабановском "Брате" он выступил как продюсер. Успех эпического боевика, где национальный герой с обрезом в руках и русским роком в ушах покоряет мир, населенный подонками и предателями, превзошел все ожидания. Затем последовали "Особенности национальной охоты". В 2000 году появился долгожданный "Брат-2" - сказочное путешествие Данилы Багрова в Америку, снятое уже не на копейки, как первый "Брат", а на полтора миллиона долларов. Антиамериканский почвенный миф, бродящий по постсоветскому пространству, в "Брате-2" воплотился как нельзя более удачно, сделав его самым успешным российским проектом десятилетия. Последнее совместное творение Сельянова-Балабанова "Война" - резкий отклик на войну в Чечне, где живописуется схватка простого русского Героя, вооруженного гранатометом, с неким условным тугарин-ханом, засевшим в кавказских горах. После выхода этого фильма стало совершенно очевидно: Сельянов не просто продюсирует отдельно взятые картины. Он вырабатывает определенную линию - линию нового российского кино.

Время "прямого" кино

- Кино в России - это пока не бизнес. Даже наоборот: довольно убыточная штука. Казалось бы, сейчас российский кинематограф очень бодро, быстрыми темпами развивается. Это так - но развивается-то он от нуля.

- От нуля? А как же советская школа кино?

- Все по-настоящему сильные режиссеры - Тарковский, Гайдай и прочие - появились во время оттепели, а потом никого нового уже не было. Ну разве что Никита Михалков. Российский прокат начал рушиться не в восемьдесят пятом году, как