Интернет в довесок

Экономика и финансы
«Эксперт» №6 (360) 17 февраля 2003

У крупных корпораций вновь просыпается деловой интерес к Интернету. На сей раз медийные и телекоммуникационные компании возлагают надежды на продажу через Сеть видеоизображений. Так, Yahoo! собирается в конце марта запустить платный подписной видеосервис Platinum и ведет переговоры по поводу трансляции видеоклипов с телекомпаниями Fox, CBS и ABCNews.com. Подобные услуги уже оказывает конкурент Yahoo! компания RealNetworks. На продаже видео через Интернет базируется и план по спасению американской компании AOL Time Warner, понесшей по итогам 2002 года крупнейшие потери в корпоративной истории США - 98,7 млрд долларов.

Хотя о больших переспективах видеосервиса в Интернете говорят уже не первый год, серьезно за это направление медиакомпании взялись только сейчас. Продолжающаяся рецессия оставляет мало надежд на рост рекламных бюджетов, которые до сих пор были основным источником доходов индустрии. А новые услуги рассчитаны, во-первых, на сегмент "премиум" (для обеспеченных клиентов) и, во-вторых, будут предлагаться клиентам сразу же на условиях предоплаты, что делает эту бизнес-модель более устойчивой и выгодной для продавца.

Вопрос теперь в том, насколько выгодной она покажется потребителям. Ведь для просмотра видеоизображений в хорошем разрешении обычного "модемного" доступа к Интернету недостаточно, требуется подключение к высокоскоростному каналу передачи данных, так называемому широкополосному Интернету. Телекоммуникационные и кабельные компании в США предлагают эту услугу за 40-50 долларов в месяц. В свое время AOL, как и многие другие провайдеры интернет-услуг, заключала с кабельными операторами и телекоммуникационными компаниями договоры о доступе своих клиентов к широкополосному Интернету, взимая за это с клиентов дополнительную плату. Однако потребителям показалось более выгодным напрямую иметь дело с поставщиками высокоскоростного доступа, в результате AOL только в четвертом квартале 2002 года потеряла более 100 тыс. подписчиков.

Новая программа компании под условным названием "Bring-your-own-access" (создай свой собственный доступ, BYOA), рассчитана не на то, чтобы заставить клиентов AOL доплачивать за широкополосный Интернет, а на то, чтобы заинтересовать услугами видеосервиса клиентов кабельных сетей. Всего за 10-15 долларов в месяц они получат доступ к части услуг AOL. Маркетинговый ход AOL по достоинству оценили ее конкуренты: сходную программу привлечения клиентов разрабатывает MSN - один из крупнейших в США поставщиков интернет-услуг, принадлежащий Microsoft.