Раздвоение личности

Экономика и финансы
«Эксперт» №6 (360) 17 февраля 2003
Премьер призвал к решительному снижению налогов за счет сокращения госрасходов и отказа от профицита бюджета. Минфин не готов к этому, считая главным приоритетом создание финансового резерва на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры

Российские предприниматели не избалованы приятными сюрпризами от родного правительства. Поэтому прозвучавшее на заседании кабинета 6 февраля заявление премьер-министра Михаила Касьянова о необходимости "отказаться от формирования федеральных бюджетов с значительным профицитом в пользу дальнейшего снижения налогового бремени", о недопустимости затягивания налоговой реформы и о том, что снижение налогов должно "активно продолжаться с учетом действий правительства по повышению эффективности государственных расходов", стало для бизнеса полной неожиданностью. Впрочем, как и для руководителей Минфина, чьи предложения по реформированию налоговой системы на 2003-2005 годы премьер отправил на доработку, раскритиковав за "излишний консерватизм".

Если пожелания Михаила Касьянова воплотятся в жизнь, это будет означать кардинальное изменение принципов российской налоговой реформы. Ведь до сих пор ее основным содержанием фактически являлось перераспределение налоговой нагрузки с выравниванием ее для всех категорий налогоплательщиков (именно на это направлены тотальная ликвидация льгот и введение единой ставки подоходного налога). Теперь же отмечается необходимость реального снижения налогового бремени на экономику и (вопреки сентябрьскому заявлению министра финансов Алексея Кудрина о том, что "все резервы дальнейшего снижения налогов исчерпаны") конкретно указываются ресурсы, за счет которых такое снижение может быть достигнуто, - отказ от профицита бюджета и сокращение государственных расходов.

Отказ правительства от курса на обеспечение профицита федерального бюджета можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, появилась уверенность, что Россия сможет справиться с предстоящим пиком платежей по внешнему долгу, причем практически при любом развитии событий на мировых сырьевых рынках. Во-вторых, стало очевидным замедление экономического роста и особенно инвестиций в основной капитал. Снижение налогов на сегодняшний день едва ли не единственный в арсенале правительства инструмент, который можно использовать для исправления этой ситуации в достаточно сжатые сроки. Проблема, однако, в том, что налоговой реформой у нас, как известно, занимается Министерство финансов, а у него свои взгляды на использование дополнительных доходов бюджета.

Государственный "матрас"

На прошлой неделе Алексей Кудрин провел совещание по проблеме формирования так называемого стабилизационного фонда, главной задачей которого, по словам министра финансов, является "обеспечение максимальной стабильности бюджетной и денежно-кредитной политики". Стабилизационный фонд должен формироваться за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, отчислений от налога на добычу полезных ископаемых и... остатка профицита бюджета после исполнения всех запланированных расходов.

Предложения присутствовавших на заседании замминистра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича и председателя бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова потратить хотя бы часть стабилизационного фонда на сни