Прозрачность бизнеса и открытость власти

Спецвыпуск
Москва, 03.03.2003
«Эксперт» №8 (362)
Для того чтобы привлечь большие инвестиции, каждый регион должен выработать продуманную и понятную потенциальным инвесторам экономическую стратегию

Одним из главных условий прихода инвестиций справедливо считается прозрачность, легальность и ответственность бизнеса. Однако наши собеседники в администрации Ярославской области уверены, что прозрачность бизнеса является производной от прозрачности власти. Как показывает практика, бизнес сам с удовольствием "открывается", когда власть устраняет с его пути политические, законодательные и бюрократические помехи.

По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область относится к числу наиболее инвестиционно привлекательных регионов России и имеет рейтинг 3А (низкий потенциал - минимальный риск) и занимает второе место среди регионов с наименьшим законодательным риском. Область отмечена в списке девяти территорий, которые снизили ставки арендной платы за землю и ввели погашение процентных ставок по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов. Наконец, лишь 11 регионов страны, и Ярославская область в их числе, имеют долгосрочную комплексную программу социально-экономического развития.

Льготы и субвенции

Сбалансированная структура экономики Ярославского региона с преобладающими здесь машиностроением, химической и нефтехимической, легкой и пищевой отраслями, развитая транспортная система, выгодное географическое расположение - всего этого, оказывается, мало для массового прихода инвестиций. Необходима продуманная и понятная потенциальным инвесторам экономическая стратегия.

Ежегодно область подает заявки на участие в нескольких десятках федеральных отраслевых программ, но, как правило, они удовлетворяются лишь на треть. Доля затрат на инвестиции из областного бюджета колеблется в пределах 8-12% от доходной части, тогда как в развитых странах эта доля составляет не менее 25%. Понимая, что имеющихся ресурсов недостаточно, администрация области сконцентрировалась на создании условий для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников.

Но если инвесторы не находят в бюджете и областных законах строк о поддержке и гарантиях по инвестиционным проектам, их сложно убедить в том, что область заинтересована в инвестициях, а не пытается за их счет решать свои текущие социальные проблемы. Поэтому основными задачами администрации стало формирование благоприятного климата для предпринимательства и инвестирования и создание условий для развития фондового рынка как одного из мощнейших инвестиционных механизмов. Первой мерой по формированию благоприятного экономического климата в регионе стало принятие в 1996 году закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", освободившего инвесторов от местных налогов. Кроме того, по этому закону инвесторы получили льготы по аренде помещений и земли, им стали предоставляться субвенции и субсидии. С 2001 года в области действует закон "О стимулировании экономического развития". В соответствии с ним, зафиксировав сумму налога на прибыль, которую они обязаны уплатить в бюджет, предприятия могут заключать соглашения с администрацией о получении субвенции.

Для

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (362) 3 марта 2003
    Евразийская интеграция
    Содержание:
    Проект четырех президентов

    Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия сделали еще одну попытку создать на постсоветском пространстве эффективное межгосударственное объединение. Однако политическая воля к интеграции должна быть подкреплена заинтересованностью бизнеса и чиновников

    Экономика и финансы
    Реклама