Игры злой воли

Культура
«Эксперт» №10 (364) 17 марта 2003

В Фотогалерее имени братьев Люмьер на Крымском валу проходит персональная выставка Льва Бородулина. Восьмидесятилетний фотограф, ныне живущий в Израиле, представил около полусотни работ, из которых большая часть - ставшие уже классикой черно-белые изображения советских спортсменов.

В пятидесятые годы карьера Бородулина складывалась на редкость удачно: он работал под покровительством знаменитого Бартельманца, более десяти лет состоял фотокорреспондентом в штате "Огонька", объездил полмира, сопровождая сборные советских спортсменов. В фотографиях этого периода Бородулин честно старается следовать всем канонам построения кадра в соответствии с эстетикой советской школы. Жизнерадостно марширующие олимпийцы, застывшие в скульптурном ожидании боксеры, мускулистые дискоболы и гимнасты - воплощение тоталитарной мощи советского спорта. Спортсмены Бородулина как будто сбежали из залов Пушкинского музея: воспевая имперскую красоту идеального советского тела, фотограф, похоже, сознательно ориентируется на образцы античных империй. Например, гимнастка на одной из его фотографий -современная версия Ники Самофракийской: руки раскинуты, а голова запрокинута назад так, что ее вовсе не видно. Получилось до смешного точное подобие безглавой античной скульптуры.

И все-таки даже спортивная фотография в советском журнале оставляла возможность эксперимента - видно, что иногда Бородулин не прочь отойти от надоевших патриотических мотивов в непредвзятый и непосредственный импрессионизм. Рядом с неподвижной, геометрически совершенной, но страшноватой человеческой "Пирамидой" вдруг появляется картина парада, на котором люди почему-то идут не строем, а вразнобой. Такое ощущение, что пирамида рассыпалась и составляющие ее человечки, как монетки из кошелька, хаотично покатились в разные стороны. Чтобы избежать навязчивых повторений, Бородулин много экспериментирует с ракурсами, и иногда какой-нибудь величественный спортсмен вдруг застывает на снимке в комичной и неестественной позе.

За один из таких экспериментов Бородулину и пришлось поплатиться благосклонностью власти. Фотографию гимнастки, прыгающей с вышки, секретарь ЦК Михаил Суслов назвал "летающей жопой". После этого началась травля, Бородулина окрестили "последователем буржуазного формализма", он перестал получать заказы. В 1972 году фотограф был вынужден эмигрировать в Израиль, где переключился на жанровую и репортажную съемку. Сегодня Бородулин - признанный мэтр, его работы продаются на аукционах Sotheby`s, Christie`s и Swann за десятки тысяч долларов, а несколько фотографий с изображением советского парада висят в Белом доме.