Бывшие оптимисты

Политика
«Эксперт» №17 (371) 12 мая 2003
События 11 сентября и последовавшая за ними кампания антитеррора стимулировали политическую активность большого пласта американского населения, который никогда раньше не голосовал, считая, что все и так идет хорошо. Эти "бывшие оптимисты" станут главной загадкой и проблемой будущих президентских выборов

В клинтоновскую эпоху Дика Морриса многие называли самым влиятельным частным лицом Америки. Свою карьеру политтехнолога и пиарщика он начал в Нью-Йорке в середине 70-х годов. Он консультировал многих лидеров демократической партии Америки, провел более тридцати кампаний по выборам в конгресс. Дик Моррис в качестве одного из главных консультантов помог молодому генеральному прокурору Арканзаса Биллу Клинтону выиграть две губернаторские и две президентские кампании. Считается, что именно Дик Моррис помог президенту выработать правильную линию поведения в ходе тяжелейшего кризиса вокруг Моники Левински.

Среди других свершений Морриса - разработка успешной выборной кампании президента Аргентины Фернандо де ла Руа и президента Мексики Висенте Фокса. Одновременно Моррис писал и пишет книги. Одна из них, под названием "Новый государь", была завершена под занавес эпохи Клинтона и оспаривает многие казавшиеся незыблемыми постулаты из книги "Государь" Никколо Макиавелли, написанной полтысячи лет назад. Произведение Морриса только что переведено и издано группой компаний "Никколо М" в России. В конце апреля Моррис лично представил ее в Москве.

- В своей книге вы пишете о том, что в современных условиях завоевать поддержку избирателей можно только стратегией "адресной агитации". Но нынешний высокий рейтинг Буша доказывает действенность как раз иной стратегии - тотальной пропаганды, в данном случае - борьбы с террором.

- Я писал о том, что наступила новая информационная эпоха. Совсем скоро Интернет станет доминирующим элементом влияния на аудиторию. Телевидение перестает быть единственным каналом, через который можно достичь каждого и обратиться к каждому. Оно уже не может быть ключевым механизмом ведения предвыборных кампаний. Есть такая статистика - каждую ночь в Америке телевизионная аудитория убывает на девять человек. Агитационные кампании будут постепенно переходить в режим "онлайн". И это многое изменит - в частности, сделает их более дешевыми.

Но сегодня антитеррор захватил умы всех - именно трагедия одиннадцатого сентября породила эту ярость. Все без исключения американцы боялись, что атаки будут продолжаться. И в этом смысле поддержка правительства приобрела абсолютно всеохватывающий и в то же время адресный характер. Терроризм сегодня стал для американцев более важным вопросом, чем экономика.

- Давайте говорить честно: политтехнология - это искусство манипуляции общественным мнением. Борьба с террором дает прекрасное средство контролировать общество и манипулировать им. То есть антитеррор - во многом политтехнология...

- Я думаю, что эту тему не удалось бы так удачно эксплуатировать, если бы она действительно не занимала умы. Если бы люди действительно не были напуганы, они бы никогда не поддержали решительные действия. Если бы не теракты в Нью-Йорке, Бушу не удалось бы добиться поддержки операции против Ирака. Не было бы никаких шансов. Все бы говорили, что угроза оружия массового уничтожения - это слишком патетично. Матери и жены устроили бы бу