Война - дело частное

Русский бизнес
Москва, 26.05.2003
«Эксперт» №19 (373)
У государства нет внятной стратегии развития ВПК, поэтому успех на рынке вооружений пока сопутствует частным корпорациям

Практически исчерпав советский задел к концу 90-х, наша страна так и не смогла создать ни одного нового вида вооружений, способного успешно конкурировать с западными аналогами на мировом рынке. Уже сейчас очевидно, что в военном авиапроме гонку с США мы проиграли. По вооружению самолетов мы отстаем от Америки на пять лет, по бортовым системам - на пять-десять лет, а по двигателям - на десять-пятнадцать.

Шансов на то, что это отставание российские корпорации смогут преодолеть в обозримом будущем, с каждым годом становится все меньше. У нашего государства до сих пор нет внятной стратегии развития ВПК. Ставка на государственный сектор в российской оборонке себя не оправдала. Полтора года назад Госсовет принял программу реформирования отечественного ВПК, которая предусматривает создание пятидесяти интегрированных государственных оборонных холдингов. Программу эту руководители заводов фактически саботируют.

На этом фоне резко выделяются частные оборонные корпорации, появившиеся в России в начале 90-х в результате приватизации ряда предприятий, не имеющих, как тогда казалось властям, стратегического значения для нашей страны. В основном это провинциальные серийные заводы, они, как правило, оторваны от головного КБ. Частный сектор в ВПК пока мал - всего 20-25% (объем продаж примерно 1,5-2 млрд долларов), но он динамично развивается. В конце 90-х в коммерческие оборонные компании пришло новое поколение управленцев, хорошее техническое образование они получили в России, а менеджерское - на Западе. И компании стали ежегодно увеличивать продажи в среднем на 10-15%.


Если государство хочет владеть контрольными пакетами акций всех предприятий ВПК, то оно должно загрузить госзаказом не менее половины их производственных мощностей

И стратегии развития частных корпораций выглядят порой куда более осмысленными, чем государственных монстров со знаменитыми советскими брэндами, а рыночная политика - более гибкой и продуманной. Самый яркий пример - корпорация "Иркут", образованная на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). Этот бывший серийный завод Сухого под руководством Алексея Федорова за каких-то пять лет превратился в одну из самых успешных компаний российского ВПК. Сейчас "Иркут" с объемом поставок в 500 млн долларов в год контролирует примерно 10% всего российского экспорта вооружений - это почти вдвое больше, чем государственная корпорация "МиГ". В ближайшем будущем доля "Иркута" в экспорте нашей военной техники еще возрастет. На прошлой неделе в Куала-Лумпуре министры обороны России и Малайзии Сергей Иванов и Мохаммад Абдул Разак парафировали контракт на поставку для ВВС Малайзии 18 истребителей Су-30 на 900 млн долларов. Выполнять этот контракт предстоит иркутской корпорации.

Выпускник Иркутского политеха Алексей Федоров прошел все ступени конструкторской и менеджерской карьеры - от инженера-конструктора самолетов авиазавода в Иркутске до генерального директора московского АВПК "Сухой", головного разработчика и производит

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (373) 26 мая 2003
    Послание президента
    Содержание:
    Функционал президента

    Президент обратился к элите с конструктивным предложением - перестать комплексовать и начать строить сильную Россию. Элита ответила: "Сперва накорми нас, а потом и спрашивай добродетели"

    Обзор почты
    Реклама