Границы сотового роста

Русский бизнес
Москва, 26.05.2003
«Эксперт» №19 (373)
Снижающаяся доходность и сокращающийся региональный ресурс обострят конкурентную борьбу на российском рынке мобильной связи

Крупнейший сотовый оператор России и Восточной Европы "Мобильные телеcистемы" (МТС) на минувшей неделе объявил долгожданные итоги 2002 года. Теперь у экспертов рынка появилась возможность сравнить результаты с занимающими второе и третье места "Вымпелкомом" и "Мегафоном", которые в бухгалтерских подсчетах оказались шустрее. Все три компании сумели в 2002 году и увеличить свою рыночную долю, и еще больше прижать региональных операторов. Консолидация продолжится и в этом году. Но расти "большой тройке" все труднее.

Стабильность или стагнация

Сложности с внутрироссийским ростом в первую очередь испытывает лидер - МТС. Только на первый взгляд положение компании хорошо, как никогда. Она сейчас обслуживает более 10 млн абонентов, из них 8 млн 540 тыс. - в России. У нее в 2002 году рекордно высокая выручка - 1,36 млрд долларов (рост 52,5% по сравнению с 2001 годом). У "Вымплекома" почти в два раза меньше - 768 млн долларов, у "Мегафона" меньше почти в три раза - 409 млн. Чистая прибыль МТС - 277,1 млн долларов (рост 34%), тоже в два с небольшим раза выше, чем у ближайшего конкурента.

Но в динамике МТС выглядит намного слабее конкурентов. Темпы роста выручки, EBITDA (операционный доход до вычета износа основных средств и амортизации - любимый показатель инвесторов, характеризующий чистые денежные потоки компании) и чистой прибыли у "Вымпелкома" намного выше, чем у МТС. Обгоняет ее по части показателей и "Мегафон". Многие считают, что МТС первой из сотовых компаний может резко замедлить рост в России. И произойдет это через год с небольшим. Самый большой рынок - московский - близок к насыщению. Уже сейчас все лицензионные зоны МТС освоены, а процесс получения лицензий на новые регионы идет с трудом. Стратегия региональной экспансии МТС, заключающаяся в приобретении сильных местных операторов, тоже почти себя исчерпала (в прошлом году на это МТС потратила 143 млн долларов). Скоро просто станет некого покупать.

В условиях стремительного насыщения рынка (за 2002 год число абонентов сотовой связи России увеличилось с 8 млн до 18 млн) и обострения конкуренции растет и такой неприятный показатель, как отток абонентов. У МТС по итогам года он составил рекордные 34% (у "Вымпелкома" - 30,8%). Вновь прибывшие клиенты мало лояльны своим компаниям. Первый вице-президент МТС Михаил Сусов обещал бороться с оттоком в первую очередь "с помощью эмоций", то есть попытаться усилить у абонентов положительное восприятие компании. Понижение тарифов дает уже слишком малый эффект.

В МТС, судя по всему, отлично видят этот предел роста и выходят за границы России. В июне прошлого года компания запустила сеть в Белоруссии, а в ноябре заключила соглашение о приобретении контрольного пакета сотового оператора "Украинская мобильная связь". И если изначально МТС планировала инвестировать в этом году на Украине около 100 млн долларов, то на днях президент МТС Михаил Смирнов объявил новые цифры - 170-190 млн долларов. Кроме того, как не раз заявлял г-н Смирнов, компания активно изучает в

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (373) 26 мая 2003
    Послание президента
    Содержание:
    Функционал президента

    Президент обратился к элите с конструктивным предложением - перестать комплексовать и начать строить сильную Россию. Элита ответила: "Сперва накорми нас, а потом и спрашивай добродетели"

    Обзор почты
    Реклама