Конец бесстрашию

Русский бизнес
Москва, 09.06.2003
«Эксперт» №21 (375)
Темпы роста российского туристического рынка остаются невысокими. Причины - война в Ираке, атипичная пневмония и низкое качество внутреннего турпродукта

По итогам мая - первого месяца летнего туристического сезона - специалисты сделали неутешительные прогнозы: в этом сезоне ожидать значительного роста спроса на туристические услуги не следует. По предварительным оценкам, рынок выездного туризма вырастет на 2-3%, объем же внутреннего рынка едва ли дотянет до уровня прошлого года.

Европейский сезон

Традиционно с наступлением летнего сезона наибольшим спросом у туристов пользуется курортный отдых. В этом году туроператоры ожидают некоторых изменений туристических предпочтений.

По словам Татьяны Чувилкиной, заместителя генерального директора компании "Натали Турс", в мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было потеряно около 20% выездного потока, в основном за счет Турции и стран Юго-Восточной Азии. Туроператоры полагают, что не ведавших раньше страха россиян напугали военные события в Ираке и атипичная пневмония.

Несмотря на майский провал, ожидается, что Турция все же сохранит за собой лидерство в этом сезоне. В настоящее время Россия является второй после Германии страной по количеству "поставляемых" в Турцию туристов. В прошлом году на отдых в Турцию из России выехало 700 тыс. человек - это абсолютный максимум по всем туристическим направлениям. Туроператоры считают, что в разгар нынешнего сезона - в июле-августе - скажется эффект отложенного спроса и на турецком направлении остановятся до 25% всех выезжающих туристов.

Но некоторое падение интереса к Турции все же налицо, и за счет этого увеличится популярность европейских курортов. Например, по прогнозам компании "Натали Турс", спрос на испанское побережье по сравнению с прошлым годом вырастет на 15%. На 15-20%, по мнению специалистов компании "ПАК Групп", может повыситься спрос на Италию.

Часть туристических потоков будет перераспределена в сторону Хорватии и Туниса. Однако потенциальный спрос сильно ограничивается неразвитой гостиничной базой этих стран.

На популярный в прежние годы среди россиян Кипр в этом году туроператоры ожидают спада спроса аж на 30%. Причиной тому не только война в Ираке, но и довольно высокий уровень цен внутри страны. Да и мода на этот остров уже проходит.

Ожидаемое перераспределение выездных туристических потоков будет сопровождаться и ценовыми изменениями на выездном рынке. Так, аналитики отмечают две основные тенденции этого сезона. Первая - стабилизация и даже небольшой рост цен на массовых направлениях, прежде всего турецком. "Все игроки этого рынка прошли через демпинг, - говорит Татьяна Дмитрова, президент Информационной службы БАНКО. - Сейчас возможности снижения цен здесь полностью исчерпаны".

Вторая тенденция - демократизация цен на европейских направлениях. Европа стремится стать более доступной для россиян, прежде всего за счет изменения основных компонентов турпакета: например, открытия рейсов в региональные аэропорты, ночных рейсов, использования более отдаленной от туристических центров дешевой гостиничной базы. Все это будет нацелено на привлечение менее состоятельных туристов.

На прежне

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (375) 9 июня 2003
    Геополитика
    Содержание:
    Отложенный выбор

    Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама