Небесная оказия

Международный бизнес
«Эксперт» №23 (377) 23 июня 2003
Политический конфликт американцев и европейцев охватил и Ле Бурже. Российский авиапром от этого только выигрывает

Проходивший на прошлой неделе в Ле Бурже сорок пятый аэрокосмический салон все без исключения французы со свойственным им максимализмом называли ни много ни мало самым грандиозным праздником в истории мировой авиации.

Впрочем, на то был повод - юбилей первого полета братьев Райт, поднявших в воздух свой биплан 15 июня 1903 года, ровно сто лет назад. Открывая Paris Airshow, президент Франции Жак Ширак, предавшись ностальгическим воспоминаниям, едва сдерживал слезы. Правда, по другому поводу: на глазах у лидера Пятой республики под звуки Марсельезы свой последний полет совершал Concorde - гордость англо-французского авиапрома. Сделав прощальный круг над Парижем, сверхзвуковой пассажирский лайнер, почти три десятка лет прослуживший в Air France, под оглушительные аплодисменты публики приземлился на вечную стоянку аэродрома-музея Бурже.

Американские парни - не клоуны

Изначально предполагалось, что в смотре примет участие рекордное количество экспонентов - свыше 2 тыс. компаний более чем из 50 стран, которые представят 500 образцов авиатехники, включая раритеты. Но как ни старались французы, ни рекорда, ни праздника не получилось. Количество компаний - участниц авиасалона едва дотянуло до 1700, а число выставочных образцов не превысило и двух сотен. Но хуже всего другое - Paris Airshow`2003, перехватив пальму первенства у британского Фарнборо, стал самым скандальным смотром за всю историю проведения авиасалонов.

Примерно за два месяца до выставки глава Пентагона Доналд Рамсфелд, недовольный позицией Франции по поводу войны в Ираке, на каком-то брифинге обмолвился, что, дескать, его парни - не клоуны и на всяких там сомнительных показах развлекаться не намерены. А чуть позже г-н Рамсфелд отдал негласное распоряжение ограничить военное представительство США на салоне в Ле Бурже чинами не выше полковника и, кроме того, запретил участие американских военных самолетов в традиционных показательных полетах.

Но это еще не все. Минобороны США призвало всех руководителей американских аэрокосмических корпораций бойкотировать авиасалон. От рекомендаций правительства в США отмахиваться не принято. Поэтому ни один из высших менеджеров американских авиагигантов в Ле Бурже не приехал. Нарушить приказ хотел было глава Lockheed Martin Вэнс Коффман, у которого намечался ряд крупных контрактов с европейцами, но и он в последний момент отменил поездку, сославшись на загруженный рабочий график. В результате американское присутствие в Ле Бурже оказалось самым скромным за всю историю этого смотра - всего 19 самолетов. Правда, генеральный комиссар Paris Airshow`2003 Ив Бонне заявил, что "не заметил никаких признаков сокращения участия США по политическим мотивам", но ему никто не поверил. А вот по поводу отказа России выставлять свои боевые самолеты г-н Бонне сожалел вполне искренне. Как известно, гендиректор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев своим приказом запретил нашим государственным компаниям отправлять свою авиатехнику в Париж из-за опасности ее ареста по иску швейцарской фи