Тяжелый старт

Экономика и финансы
«Эксперт» №23 (377) 23 июня 2003
Полный информационный вакуум, многочисленные конфликты интересов и дефицит инструментов для инвестирования накоплений - самые острые проблемы первого этапа пенсионной реформы

Согласно опросам ВЦИОМа, сегодня около 75% населения знает о факте проведения пенсионной реформы, однако большинство не представляет себе ее сути - того, что у всех работающих есть индивидуальные пенсионные накопления и что они могут ими распорядиться. При этом Пенсионный фонд России (ПФР) не видит необходимости информировать население о реформе и праве выбора. Недавно правительство утвердило проекты постановлений, содержащие дополнительные требования к участникам конкурса по отбору управляющих компаний и порядок информирования граждан ПФР. На наш взгляд, предложенные меры не полностью отражают интересы граждан и в большинстве своем были утверждены под влиянием разного рода лоббистских групп. Так, информирование граждан о доходе от инвестирования их накоплений Пенсионным фондом не предусмотрено (!). Кроме того, не предусмотрено предоставление гражданам вместе с информацией о состоянии лицевого счета и бланком заявления о выборе управляющей компании списка управляющих компаний, из числа которых можно сделать выбор. Представьте себе, что на парламентских выборах избирателю дадут пустой бюллетень и предложат вписать имя понравившегося ему кандидата самостоятельно. Причем если избиратель ошибется в правописании имени кандидата или не проголосует вовсе, его голос пойдет в поддержку правящей партии. Кроме того, списка возможных кандидатов, то есть управляющих компаний, допущенных к инвестированию пенсионных накоплений, пока еще просто не существует. Конкурс по их отбору планируется завершить к концу лета, а рассылка информации от ПФР пройдет в середине лета, так что совершить одновременную рассылку информации о состоянии лицевого счета и списка компаний сложно чисто технически.

Что же касается самого отбора, то важно обеспечить высокую надежность управляющих компаний, по крайней мере на первом этапе пенсионной реформы. С этой точки зрения выдвинутые в постановлении критерии являются заниженными и не обеспечивают достаточных гарантий профессионализма компаний, собирающихся работать с пенсионными накоплениями. Недостаточно жестким является требование к объему активов под управлением (всего 40 млн рублей) и отсутствие требования по величине собственного капитала управляющих компаний.

Достаточно важен и потенциальный конфликт интересов в процессе управления средствами накопительной пенсионной системы. ВЭБ является одновременно агентом государства по обслуживанию долга и крупнейшим покупателем ценных бумаг (для пенсионных накоплений). Минфин является одновременно регулятором накопительной пенсионной системы и эмитентом основного объекта инвестиций. Притом что эти проблемы видны невооруженным глазом, никаких мер не принято и, несмотря на протесты МЭРТ, такие меры даже не разрабатываются.

Второй блок первостепенных проблем касается инвестирования накоплений и контроля над рисками. По расчетам Бюро экономического анализа, за 2002 год в накопительную часть поступило 39-40 млрд рублей (с учетом инвестиционного дохода); в 2003 году на них ожидается получение ещ