И все-таки нагрузка снизилась!

Экономика и финансы
Реформа облегчила налоговую нагрузку на частный сектор, хотя ее эффект оказался замаскирован структурными сдвигами в экономике. Приоритетом теперь должен стать решительный перенос фискального бремени с перерабатывающего сектора экономики на сырьевой.

Налогами, как футболом, все интересуются и все знают, какими они должны быть. В нашей стране сложилось несколько стереотипных суждений о налоговой системе и налоговой реформе:
- в России очень высока налоговая нагрузка;
- особенно завышены налоги на труд;
- налоговое бремя невыносимо, что приводит к уклонению от уплаты налогов;
- реформа только увеличила налоговую нагрузку;
- снижение налогового бремени резко ускорит рост;
- реакция на снижение налогов (ускорение роста, выход из тени) быстро покроет потери бюджета.

При обилии суждений проводится очень мало исследований, основанных на фактических данных. Попробуем разобраться, насколько соответствуют сложившиеся представления фактам и выводам экономической науки.

Разберемся в терминах

Сначала надо оценить истинные размеры налогового бремени в России. Этот простой на первый взгляд вопрос основательно запутан противоречивыми оценками и официальных лиц, и экспертов, и первичных источников информации. К тому же достаточно многозначно и само понятие налоговой нагрузки.

Во-первых, следует различать начисленные и фактически уплаченные налоги. Превышение обязательств над выплатами, приводящее к накоплению недоимки, говорит либо о непосильных налоговых ставках, либо о слабом налоговом администрировании.

Еще сильнее расхождение между номинально подлежащими уплате и фактически начисленными налогами, возникает оно в результате занижения налоговой базы, то есть уклонения от налогов. Значительный разрыв между номинальными и эффективными (с учетом уклонения) ставками свидетельствует о серьезном искажении условий конкуренции.

Уклонение от налогов существует везде, но его масштабы очень различны. По самым минимальным оценкам, до реформы уклонение от подоходного налога в России доходило до половины подлежащей уплате суммы, а по всем налогам в целом составляло не менее трети от номинально причитающихся платежей. Это меньше, чем во многих развивающихся странах (где уклонение нередко превышает 50% обязательств), но намного больше, чем в странах с сильными государственными институтами (так, в США уклонение от подоходного налога оценивается в 17%).

Наконец, нельзя не учитывать, что начисляемые и уплачиваемые налоги в нашей стране сильнейшим образом зависят от внешнеэкономических условий. Такие платежи, как экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в нефтедобыче прямо привязаны к ценам мирового рынка, вдобавок изменение мировых цен влияет на прибыль экспортеров и тем самым на начисленный налог на прибыль. Эти факторы влияют и на ВВП. Но тем не менее соотношение налоговых платежей к ВВП существенно меняется в зависимости от цен на нефть. По нашим оценкам, если баррель нефти стоит 20-25 долларов, то повышение цены на 1 доллар за баррель (и сопутствующее этому повышение цены на газ) увеличивает налоговые платежи на 0,45% ВВП. Следовательно, о налоговой нагрузке на экономику вообще нельзя говорить вне связи с внешними условиями - она представляется функциональной зависимостью начисленных налогов от внешней к