Диалог власти и бизнеса

Спецвыпуск
«Эксперт» №23 (377) 23 июня 2003

За последние шесть лет Астраханская область нарастила объем промышленного производства, более чем на 75% в основном за счет развития топливной отрасли и судостроения. Область стабильно занимает второе место среди одиннадцати регионов Южного федерального округа по производству промышленной продукции на душу населения. Более быстрыми темпами по сравнению с общероссийскими растет грузооборот, что естественно, учитывая выгодное географическое положение области. Однако остаются проблемы с привлечением инвестиций крупных корпораций -- с 1996 года инвестиции в экономику области увеличились на 43%, а этого явно недостаточно. В администрации области считают, что главный резерв здесь -- развитие транспортной инфраструктуры и нефтегазодобычи.

Зарубежные партнеры

Из зарубежных стран больше всех вкладывает в экономику области Германия. Например, немецкая фирма Knauf -- один из мировых лидеров в производстве современных строительных материалов и технологий -- инвестировала в создание гипсового производства на базе ЗАО "Минерал-Кнауф" 80 млн долларов. Для фирмы Wessels Export-Import GmbH ведется строительство сухогрузов на судостроительных заводах Астраханской области.

Когда в области были разведаны значительные запасы нефти и газа, сюда пришли крупные российские компании "Газпром" и "ЛУКойл", а вслед за ними потянулись и международные нефтяные компании. Итальянская ENI Agip, которая разведывает и добывает углеводороды на территории области, участвует и в комплексной программе формирования инфраструктуры, необходимой для разработки нефтегазовых месторождений области.

Второе место по инвестициям в регион занимает Иран. В Астраханской области зарегистрировано 54 предприятия с участием иранского капитала. А два года назад открыто иранское консульство, которое координирует их работу. Из соседнего Казахстана осуществляются поставки продовольственного зерна и зернофуража, в обратном направлении идут астраханские овощи и строительные материалы. На судостроительных заводах области строятся буровые для разведки углеводородов на шельфе Каспийского моря для казахстанских компаний. Для "Офшор Казахстан Интернешнл Оперейтинг Компани НВ" модернизируется оборудование для морской добычи нефти.

Всего предприятия области поддерживают связи с 65 странами -- в их числе Иран, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова, Казахстан, Украина, Азербайджан. (В том числе экспорт осуществляется в 45 стран, импорт -- из 55 стран.) На долю стран дальнего зарубежья приходится свыше 65% всего товарооборота области.

Большой перекресток

Интенсивное освоение запасов углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря в последние годы, увеличение круглогодичной отгрузки из Астрахани нефтепродуктов в регионы России и за рубеж диктуют необходимость развития железнодорожно-водной схемы перевалки генеральных грузов и нефтепродуктов. А совершенствование транспортной составляющей, в свою очередь, дает толчок для дальнейшего развития ТЭКа. Как пример в администрации области приводят работу Каспийского т

Еще в XVIII веке предпринимались попытки наладить добычу соли на озере Баскунчак в Астраханской области. Однако промышленные разработки на одном из крупнейших месторождений поваренной самосадочной соли юга России начались лишь в 60-е годы XIX века: тогда были построены паровые солемельницы и железная дорога, связавшая озеро и пристани на Волге, откуда соль и сегодня отправляется в другие приволжские регионы России.

В конце XIX века Россия добыла свыше 82 млн пудов (1,3 млрд кг) поваренной соли, причем для пищевых целей из них более 30% дал Баскунчакский солепромысел. С этого времени он стал главной российской "солонкой". В 60-х годах прошлого века на Баскунчакском солепромысле была проведена реконструкция: введена в эксплуатацию солефабрика для выпуска соли в ассортименте, прежде всего в упакованном виде, парк машин - солекомбайнов - пополнился новым поколением солесосов. И сразу промысел стал давать 5,5 млн тонн соли в год.

В марте 1993 года комбинат "Бассоль" был приватизирован и преобразован в ОАО "Бассоль". Сегодня в состав производства входят три основных цеха: добычи, переработки, отгрузки на речные суда, а также ряд вспомогательных цехов и служб.

Добыча и отгрузка соли идет в сезон с апреля по ноябрь, но цех переработки производит солепродукцию и отгружает ее в железнодорожные вагоны круглый год. Предприятие выпускает более 40 видов соли, наряду с традиционной продукцией (пищевая и техническая соль) комбинат производит девять видов соли лечебной. Два года назад выпущены новые виды продукции - йодированная и специальная соль для посола рыбы. Продукция АО "Бассоль" поставляется более чем 20 тысячам потребителей как в различных регионах России, так и в республиках бывшего СССР.

ОАО "Бассоль": 416002 Астраханская область, Ахтубинский район, пос. Нижний Баскунчак, ул. Горького, 16.
Тел.: (8-241) 5-55-33, 5-52-75; факс: (8-241) 5-51-47.

Морской торговый порт Оля

Строящийся по современным технологиям порт Оля занимает твердые позиции на рынке транспортных услуг Каспийского бассейна. Строительство началось еще в 90-е годы, но развитие международного транспортного коридора "Север-Юг" дало ему мощный импульс. Сегодня уже работают два причала общей длиной 330 м и мощностью 540 тыс. тонн в год - на них перегружаются автопаромные генеральные грузы. В конце этого года заработает контейнерный комплекс мощностью 29 тыс. контейнеров в год. Подъездной железнодорожный путь от станции Яндыки до припортовой станции Оля строится за счет государственных средств (окончание строительства - 2005 год).

По мере освоения шельфовых углеводородных месторождений на Каспии планируется строительство второго грузового района порта Оля, который будет включать нефтяной терминал, причалы для генеральных, лесных, навалочных, скоропортящихся грузов, комплекс для обработки железнодорожных и автомобильных паромов. Морская администрация порта Астрахань приглашает к сотрудничеству предприятия и организации, заинтересованные в инвестировании строительства первого грузового района порта или отдельных его объектов:

- контейнерный терминал (причалы NN8, 9) мощностью 1250 тыс. тонн (90 тыс. ТЕU) в год. Общая длина причальной стенки - 350 м, ширина - 330 метров. Площадь территории терминала - 105 тыс. кв. м. Стоимость проекта - 1058,5 млн рублей, из которых 455,25 млн - гидротехнические причальные сооружения, 600 млн - перегрузочная техника, технологическое оборудование. Продолжительность проведения работ - три года. Срок окупаемости проекта - пять лет;

- зерновой комплекс (причал N6) мощностью 500 тыс. тонн грузов в год. Длина причальной стенки - 134 м, ширина - 110. Площадь территории терминала - 14,74 тыс. кв м. Стоимость проекта - 125 млн рублей, из которых 45 млн - гидротехнические сооружения (причал), территория с покрытием, внутренние инженерные сети, 80 млн - перегрузочная техника, технологическое оборудование, инфраструктура. Продолжительность проведения работ - два года. Срок окупаемости проекта - два года;
- терминал под обработку автопаромных судов типа "Ро-Ро" (причал N4) мощностью 300 тыс. тонн грузов в год. Длина - 200 м, ширина - 110 м. Площадь территории - 22 тыс. кв. м. Стоимость проекта - 145 млн рублей, из которых 55 млн - гидротехнические сооружения (причал), территория с покрытием, внутренние инженерные сети, 90 млн - перегрузочная техника, технологическое оборудование, инфраструктура. Продолжительность проведения работ - два года. Срок окупаемости - два года.

Взаимоотношения государственного заказчика и инвестора регулируются нормативными документами Министерства транспорта России. Министерством транспорта и Министерством экономического развития и торговли России в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) направлен проект финансирования строительства порта Оля (в этом году планируется рассмотрение возможности предоставления кредита).

Морская администрация порта Астрахань, тел.: (8512) 58-59-93, 58-57-13.
Госучреждение "Дирекция государственного заказчика программы развития морского транспорта", тел.: (095) 785-31-59, 785-77-81).