Четвертая подмосковная волна

Спецвыпуск
«Эксперт» №27-28 (381) 21 июля 2003
Разобравшись с бюджетом, потребительским рынком и инфраструктурными проектами, Подмосковье может приступать к построению региональной инновационной системы

Развитие Московской области в самом начале нового века определяется жестким императивом - в кратчайшие сроки необходимо найти эффективные методы выхода из затянувшегося системного кризиса. И что немаловажно - причины, обусловившие возникновение этого кризиса, в значительной мере были связаны отнюдь не пресловутыми неблагоприятными стартовыми условиями.

Обильные земельные ресурсы Подмосковья, и здесь напрашивается прямая аналогия с той ролью, которую играют для всей российской экономики нефть и газ, оказались одновременно и его богатством, и его обузой. Постперестроечная обвальная приватизация земельной собственности, в которой участвовали все - федеральные и муниципальные чиновники, вездесущие олигархи и т. д., неуклонно вела к ослаблению областной власти. И к концу 90-х годов область фактически оказалась в состоянии технического дефолта и практически лишилась системы управления.

Сегодня, когда на смену логике почти бесплатной раздачи собственности приходит рациональная инвестиционная логика, возникла острая потребность в эффективном администрировании, во взаимном согласовании интересов всех собственников и инвесторов, в устойчивом наполнении и четком исполнении бюджета.

Нестандартная провинция

В своем развитии Подмосковье последовательно проходит три волны экономического роста. Первая волна - следствие роста бюджетных доходов за счет элементарного наведения порядка в отношениях с естественными монополиями и крупными предприятиями. Ее очевидный результат - рост зарплаты в бюджетных организациях, подпирающий рост средней зарплаты в регионе.

Рост платежеспособного спроса, с одной стороны, и возросший интерес областных властей к наполнению бюджета - с другой определяют профиль второй волны экономического роста. Основной упор здесь делается на наведение порядка в потребительском секторе, ликвидацию полутеневых "базаров" на подмосковных обочинах, строительство современных торговых центров, цивилизованных оптовых рынков, транспортных терминалов, ориентированных на емкий столичный рынок.

Ускоренное развитие потребительского рынка, в свою очередь, вызывает следующую, третью волну экономического роста. Правительство области создает условия для притока инвестиций в перерабатывающую промышленность, прежде всего в пищевую. И в то же время возникает осознанный интерес вкладывать бюджетные средства и привлекать инвесторов в инфраструктурные проекты - реконструкцию старых автодорог, строительство новых дорог и скоростных транспортных систем, авиационных терминалов и проч.

Первые три волны роста в Подмосковье, по большому счету, обеспечены положением области в центре России, ее ролью связующего звена между Москвой и остальными регионами. И поскольку столица, независимо от выбора пути развития национальной экономики, неизбежно останется ее финансовым центром, Подмосковью гарантирован достаточно высокий уровень развития производства, торговли и прочих сервисных услуг даже при сохранении общей экспортно-сырьевой направленности российской экономики. Иными словами, в