Коммунальный узел

Русский бизнес
«Эксперт» №29 (382) 11 августа 2003
Чтобы реально улучшить жилищно-коммунальное хозяйство России, надо для начала дать собственникам жилья реальную возможность управлять их собственностью. Сделать это, конечно же, труднее, чем заставить платить сто процентов за услуги ЖКХ

На первый взгляд основная проблема российского ЖКХ - принципиальное несоответствие качества жилищного фонда, которым владеют или пользуются граждане России, уровню их доходов. По критериям ООН, Россия по общей площади жилья на одного человека и по обеспеченности домохозяйств водопроводом, канализацией, отоплением и электричеством принадлежит к группе стран с высоким и очень высоким уровнем дохода, а по реальным доходам - к группе стран со средними или даже низкими доходами. Это означает, что граждане и страна в целом в настоящее время не в состоянии поддерживать жилье и его инфраструктуру в надлежащем состоянии.

Так ситуация выглядит с глобальной точки зрения. И из нее следуют печальные выводы: без быстрого роста экономики мы и далее будем свидетелями "замораживания" наших городов. Без быстрого роста экономики многие регионы и города начнут делиться на островки благополучия и зоны российских "бронксов". Без быстрого роста экономики малые города России, особенно на ее окраинах, обезлюдят, а центры, напротив, будут страдать от перенаселения.

Но так рассуждать сегодня довольно бессмысленно. Во-первых, экономика России растет, и растет довольно быстро. Во-вторых, не только деньгами ограничены возможности по реформе ЖКХ. У нас не урегулированы условия владения и управления жильем. У нас нет частных игроков, которые умеют эффективно управлять всей системой жилищно-коммунального хозяйства, наши региональные власти не желают передавать полномочия по решению проблем ЖКХ на уровни местного самоуправления, а сами органы местного самоуправления, равно как и граждане-собственники, не имеют никакого опыта решения коммунальных проблем. И пока экономика наша благополучно растет и, хотя и медленнее, чем хотелось бы, все-таки движется к уровню соответствия доходов и жилья, вполне можно начать снимать все те институциональные ограничения, что мешают благоустраивать среду обитания российских граждан при любых уровнях доходов.

Этапы жилищной политики

В развитии жилищной политики европейских стран после второй мировой войны выделяются четыре этапа. Первый, начавшийся сразу после войны, в большинстве европейских стран был посвящен массовому жилищному строительству. Второй - реконструкции жилья и улучшению его качества. И на первом, и на втором этапах основную роль в жилищном строительстве играло государство. Государство или само осуществляло строительство и реконструкцию, или создавало существенные преференции для строительного бизнеса. На третьем этапе, когда отпала необходимость в массовом строительстве и большинство населения перестало нуждаться в поддержке государства, начался демонтаж системы социального жилья. Во многих странах Европы прошла его приватизация. И наконец, в настоящее время, на четвертом этапе, речь идет о решении двух проблем: "новом качестве" жилья для среднего класса и появлении групп "новых бездомных", например, из числа иммигрантов.

Россия оказалась в ситуации, когда перед ней одновременно стоят проблемы всех этих этапов. Россия нуждается и в м