Радио как фактор мотивации

Международный бизнес
«Эксперт» №31 (384) 25 августа 2003

Все чаще для мотивации клиентов и сотрудников компаний на Западе используются специализированные радиопередачи. Особая смесь из музыки, прогноза погоды, новостей и рекламы для in-store radio разрабатывается специализированными фирмами и рассылается клиентам через спутник или Интернет.

Для магазинов такие радиотрансляции стали необходимой частью маркетинговой политики. Ведь, согласно исследованиям, более половины решений о покупке принимается уже в магазинах, а значит, на клиента надо влиять на месте. Но визуальной информации - ценников, брэндов - и так с избытком. Потому в магазинах с работающим радио приобретают в среднем на 27% продуктов больше, чем в "беззвучных" торговых центрах. Первые передачи в прямом эфире, как правило, начинаются в шесть утра и должны приводить в бодрствующее состояние персонал. Однако не слишком резко: скорость музыки должна ориентироваться на темп биения сердца, а последовательность мелодий связана с биоритмами человека. С момента открытия магазина программа подбирается в зависимости от различных целевых групп, которые в разное время приходят за покупками: передаются то новости фитнеса, то красоты, то компьютерной техники. В промежутки вставляется различная реклама товаров, продаваемых в супермаркете.

Впрочем, подобные радиотрансляции изготавливаются и для обычных фирм. Только там вместо рекламы звучит голос начальника, который периодически оказывается неожиданно близким каждому сотруднику. Для компании подобная услуга обходится недорого - около 20-40 евро в месяц плюс установка оборудования (может стоить около 1000 евро). Для повышения мотивации по внутренней радиосети проводятся различные призовые конкурсы или "концерты по заявкам". Причем, поскольку оборудование позволяет передавать одновременно несколько программ в разные помещения, более молодые сотрудники, сидящие в одном отделе, могут слушать техно, а их старшие коллеги - расслабляться под джаз. Из-за своего "обязательного" характера внутреннее радио эффективнее, нежели бумажные многотиражки, которые многие сотрудники просто выбрасывают.