Программа ни при чем

Повестка дня
Москва, 08.09.2003
«Эксперт» №33 (386)
Правительство Москвы выпустило очередную программу широкомасштабного развития гостиничной инфраструктуры города, в соответствии с которой в ближайшие годы в Москве должно появиться около 200 тыс. новых гостиничных мест.

Подобные заявления московских властей звучат ежегодно, однако пока никак не способствуют росту инвестиционной активности на гостиничном рынке. И на этот раз специалисты не ждут кардинального изменения ситуации - инвесторы пока не хотят (или не могут) вкладывать средства в столичную гостиничную недвижимость. Впрочем, последний год был урожайным на заявления различных компаний о готовности выйти на этот рынок. О строительстве десятков отелей заявляли: компания ЮКОС, "Система-Галс", зарубежная гостиничная сеть "Рэдиссон", "Металлинвест" и др. Естественно, наиболее перспективным является московский рынок. В своих расчетах потенциальные инвесторы ориентировались на развитие туризма (туристический поток растет на 30-40% в год), на высокий уровень цен, сложившийся на услуги наших отелей, на дефицит гостиниц среднего европейского уровня. Однако, как говорят специалисты, в ближайшее время все заявления, равно как и любые масштабные программы, скорее всего, так и останутся на бумаге. Почему же, несмотря на всю свою привлекательность, столичная гостиничная индустрия пока кардинально не растет?

Причин здесь несколько. Первая - проблемы с земельными участками. Участков, подходящих для строительства гостиниц, на рынке мало, а те, что есть, имеют множество обременений или стоят непомерных денег (например, цена подходящего участка площадью 0,2 га в пределах Садового кольца доходит до 6 млн долларов). Наконец, многих инвесторов отпугивают нерыночные методы получения столичных участков. Вторая причина - для девелоперов, осуществляющих подобное строительство на Западе, инвестиции в гостиницы не столь привлекательны, как инвестиции в другую недвижимость - офисы, жилье, торговые здания и т. д. По словам генерального директора компании Hotel Consulting and Development Group Александра Лесника, инвестиции, например, в офисную недвижимость окупаются через два-четыре года, в то время как гостиницы начинают приносить прибыль лишь через восемь-десять лет. Третья причина - отсутствие на российском рынке национальных управляющих компаний, гостиничных сетей, которые могли бы также инвестировать в строительство собственных гостиниц или выступить партнерами девелоперов. И наконец, еще одна причина, пожалуй, главная - непрозрачность гостиничного рынка, отсутствие столь необходимой потенциальным западным инвесторам точной финансовой информации о работе гостиничного предприятия. Ко всему этому можно добавить обязательность тесного сотрудничества инвесторов с московским правительством, нежелание директоров гостиниц среднего уровня реконструироваться, впускать к себе инвестора и т. д.

Все эти барьеры, мешающие приходу инвесторов на столичный гостиничный рынок, пока труднопреодолимы. Однако специалисты ожидают, что дело все же может сдвинуться с мертвой точки. Нужный импульс последует от девелоперов: столичный рынок коммерческой недвижимости близок к насыщению, все больше инвесторов готовы иметь дело с долгосрочными инвестициями, и можно надеяться, что имеющийся у них опыт позволит

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (386) 8 сентября 2003
    Антитеррористическая операция
    Содержание:
    Что умрет в Ираке

    Соединенные Штаты и Великобритания не способны ни контролировать ситуацию в оккупированном Ираке, ни признать это

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама