"Дешевый овал" больше не курим

Русский бизнес
«Эксперт» №33 (386) 8 сентября 2003
В условиях антитабачной кампании, проходящей по всему миру, российский рынок становится особенно привлекателен для транснациональных корпораций. А вот отечественным табачникам места в России, похоже, не хватит

Около половины поверхности сигаретной пачки должно быть занято фотографиями пораженных болезнями органов курильщиков - таковы требования к производителям табака на Западе. В своих странах табачные компании уже давно стали изгоями - недавно даже самый крупный производитель сигарет в мире, Philip Morris, был вынужден переориентироваться с табачной на финансово-инвестиционную деятельность и сменить название. Ужесточение правил станет, скорее всего, весьма эффективной мерой борьбы с курением. А транснациональные табачные компании будут искать другие возможности развития и рынки сбыта. Одним из таких рынков уже становится российский, пока еще очень лояльный производителям табака.

На четверых

По состоянию на 1 июня 2003 года в России было зарегистрировано 96 лицензированных предприятий, производящих табачную продукцию. По данным маркетингового агентства Business Analytica, к концу прошлого года более двух третей продаж сигарет в России контролировали западные транснациональные корпорации (ТНК). Прежде всего это четверка основных игроков: Philip Morris (марки сигарет Parliament, Marlboro, L&M, "Оптима" и др.), Japan Tobacco (марки Camel, Winston, "Петр I" и др.), British American Tobacco (BAT; выпускает Kent, Vogue, Lucky Strike, "Ява Золотая", "Ява" и др.) и Gallaher (Sovereign, LD, "Тройка" и др.). Вслед за четверкой ТНК со значительным отставанием идут отечественные игроки - "Балканская звезда" и "Донской табак", а также еще одна западная компания, вышедшая на российский рынок гораздо позже остальных ТНК, - Imperial Tobacco (Maxim, West и др.). На долю лидирующих на рынке марок (L&M, "Балканская звезда", "Ява Золотая", Bond Street, LD, "Петр I", Winston, "Ява", "Оптима", "Тройка", Maxim) приходится около 45% всего объема продаж. Из них только марка "Балканская звезда" принадлежит компании, в которой нет иностранного капитала. Еще недавно рейтинг возглавляли дешевые сигареты без фильтра "Прима". Сегодня они входят в двадцатку, но, по мнению специалистов, и там продержатся недолго.

Россия наравне с Японией разделяет третье место в мире по производству сигарет (ее опережают США и Китай). А минувший год стал для отечественной табачной отрасли рекордным: по данным аналитических компаний, было произведено около 380 млрд сигарет, из них 72% - сигареты с фильтром, 26% - сигареты без фильтра и 2% - папиросы.

На фоне роста производства потребление сигарет на протяжении трех последних лет остается неизменным - по разным оценкам, россияне выкуривают от 270 до 300 млрд штук в год. В результате объем выпущенной в России табачной продукции в прошлом году на треть превысил спрос. И если раньше излишки российских сигарет поставлялись в страны СНГ, прежде всего в Белоруссию и на Украину, то в этом году экспортные возможности оказались сильно ограничены. Компания Gallaher, чья московская фабрика Liggett-Ducat последние два года являлась лидером по продажам отечественных сигарет на Украине, открыла там собственное производство, а правительство Белоруссии в прош