Накануне санации

Спецвыпуск
«Эксперт» №33 (386) 8 сентября 2003
Рост страхового рынка замедлился вследствие насыщения спроса на псевдострахование, при этом в страховании ряда классических рисков наблюдается настоящий бум

Страховщики, отказываясь от зарплатных схем, вынуждены мириться с некоторым сокращением прибыли и корректировать свою стратегию поведения на рынке. Лидеры делают ставку на качество страхового обслуживания: за последние полгода значительно расширился спектр страховых услуг в ведущих компаниях, изменилась их кадровая политика, были расширены возможности и функции управления.

В то же время анализ деятельности страховщиков свидетельствует о нестабильности их портфелей. Впервые сравнение списка компаний-лидеров с данными за первое полугодие предыдущего года свидетельствует о сокращении или сохранении прошлых объемов деятельности практически всеми крупнейшими игроками. Причем у ряда компаний взносы сокращаются не только в страховании жизни (чего давно и с нетерпением ожидали приверженцы классического страхования), но и в других сегментах бизнеса. У одних страховщиков резко уменьшились объемы по добровольному медицинскому страхованию, а у других - по страхованию имущества. И уж совсем парадоксальной представляется таблица, посвященная страхованию грузов: из двадцати компаний-лидеров по этому виду за последний год восемь снизили свои объемы.

Не наблюдается и совокупного роста показателей по всему рынку. Тем не менее представители всех крупнейших страховых компаний в один голос говорят о небывалом увеличении спроса на классические страховые продукты и о росте стабильности портфеля.

"Серые" схемы портят брэнд

Одним из факторов сдерживания "серых" схем стало законодательное ограничение. С 1 января 2003 года начал взиматься налог на доходы физических лиц, полученные в виде выплат по страхованию жизни в течение первых пяти лет действия договора. Несмотря на то что данное ограничение довольно просто обойти, страховщики-лидеры, формирующие позитивный брэнд, решили отказаться от непопулярных в глазах массового страхователя услуг. Но свято место пусто не бывает - теперь страхование жизни привлекает новых игроков, которым этот вид услуг кажется наиболее подходящим, чтобы раскрутиться с нуля.

Практика последних лет показывает, что их деятельность не оказывает решающего влияния на общие тенденции развития рынка. Кроме того, компании-"выскочки" начали привлекать пристальное внимание органов страхового надзора. Недавно руководитель Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль заявил, что, по его сведениям, департамент страхового надзора Минфина проверит компании, которые неожиданно и без всяких реальных к тому предпосылок появились в списках крупнейших и у которых высока доля страхования жизни, и возьмет их под контроль.

Еще один фактор нестабильности списков связан с тем, что страхование имущества и ответственности также может использоваться для оптимизации налогообложения. Существуют схемы, связанные с переводом денег за рубеж, получением инвестиционного дохода в виде страховых взносов, увеличением владельцами собственных средств страховщика за счет внесения страховых взносов по заведомо нереализуемым договорам, а также вынужденными операциями, направленными

Методика ранжирования компаний

При формировании списка крупнейших российских страховых компаний использовалось три основных параметра: размер страховых взносов по добровольным видам страхования, размер собственных средств и размер страховых резервов, сформированных компаниями (за вычетом доли перестраховщиков и резерва по страхованию жизни). Первые два показателя характеризуют оборот компании и ее собственный финансовый потенциал. Но при этом лишь третий показатель позволяет сделать список компаний-лидеров корректным. Он отсекает структуры, специализирующиеся на посреднических перестраховочных операциях и, по сути дела, не занимающиеся страховой деятельностью, и страховщиков, делающих ставку на развитие нерискового страхования жизни. Для всех трех показателей установлены граничные значения, превышение которых и определяет попадание в тот или иной класс. Всего установлено шесть размерных классов. Самые крупные страховщики попадают в первый класс, аутсайдеры - в шестой. Например, для того, чтобы компания попала в первый класс, все три вышеуказанных показателя должны быть у нее существенно выше среднерыночных. Граничные значения для классов указаны на сайте рейтингового агентства "Эксперт РА".

Страховые организации, имеющие высокий рейтинг надежности (классы A, A+, A++)

"Авиа" (Красноярск) A"АльфаСтрахование" A++АФЕС A+Страховой дом ВСК A++"Ингосстрах" A++"КапиталЪ Перестрахование" A++"Москва Ре" A+"НАСКО Татарстан" (Казань) A"Нефтеполис" A+"Прогресс-Гарант" пересмотр"РЕСО-Гарантия" A++РОСНО A++"Россия" A+"Русский мир" (Санкт-Петербург) A+Русский страховой центр A+"Согласие" A+"Спасские ворота" A+"Шексна" A+"Энергогарант" A+"ЮжУрал-АСКО" (Челябинск) A+BTA (Рига, Латвия) A++Riga Re (Рига, Латвия) A+"Транссиб Ре" A++Re

В списке указаны все страховые организации, имеющие официальные рейтинговые оценки на 1 сентября 2003 года. Четыре компании отказались от публикации рейтинга.