Керамический пирожок

Русский бизнес
«Эксперт» №34 (387) 15 сентября 2003
Молодая керамическая компания намерена потеснить иностранцев на российском рынке. Для этого она развивает технологическую культуру и жестко контролирует сбыт

"Модные рисунки, мотивы создаются в итальянских дизайн-лабораториях, где работают самые продвинутые дизайнеры. Они не рисуют дизайны для плиток, они создают настроение. Сначала просто на бумагу какой-то модный цвет наносят, вокруг разных предметов насобирают, немыслимых чашек наставят, лепестков набросают. Посмотрев на это, вдохновившись, они начинают творить и вдруг выдают... плитку", - так описывают очевидцы работу законодателей керамической моды. Созданное художником настроение подхватывают массовые производители керамической плитки, адаптируют его к вкусам своего покупателя и дальше тиражируют миллионами экземпляров.

Технология производства керамической плитки мало отличается от технологии производства любого модного товара. Как и в одежной, мебельной и обувной индустрии, сегодня среди производителей отделочных материалов, транслирующих модное настроение потребителю, стали появляться и российские компании. Пока они не могут быть создателями настроения, зато уже вполне могут качественно передать идеи высоких мастеров потребителям.

Именно такую задачу ставила перед собой компания "Лира Керамика", открывая первый в стране завод европейского образца по производству керамической плитки. Предприятие начало работать в конце 2001 года, когда российские производители в основном обслуживали самый дешевый сегмент рынка, а в среднем плотно обосновались турки, поляки, чехи, литовцы и проч. Руководство "Лиры Керамики" поставило перед собой цель - потеснить иностранцев в среднем сегменте.

Через год после открытия у "Лиры Керамики" был оборот в 6 млн долларов, в 2003 году руководители компании планируют уже 24 млн. По прогнозам компании, ее рыночная доля в 2003 году составит 5% (в 2002 году было 2%). В "Лире Керамике" уверены, что через несколько лет смогут полностью занять среднюю нишу.

Из морской пены

Рынок керамической плитки - самый быстрорастущий сегмент рынка отделочных материалов. В год он растет на 25-30%, и именно здесь на сегодняшний день наблюдается повышенная инвестиционная активность.

Качественная керамическая плитка появилась на российском рынке в 1993 году вместе с понятием евроремонта - ремонта, сделанного с применением отделочных материалов из Европы. До этого российский рынок керамической плитки для облицовки полов и стен был представлен в основном произведенным на бывших советских заводах кафелем размером 15 на 15 с дизайном "морская пена" белого цвета. К началу 90-х все отечественное производство пришло в полный упадок. Новыми мощностями могли похвастать пара-тройка заводов, но и их продукции российские потребители предпочитали итальянскую и испанскую. Ситуацию изменил кризис 1998 года. Уже в 1999 году на отечественный рынок поступает вдвое меньше импорта, чем в предыдущем году. В 2002 году отечественное производство керамической плитки выросло по сравнению с докризисным 1997 годом в 2,7 раза.

Ожившие отечественные производители сегодня своей продукцией обеспечивают три четверти спроса. Но производят они по большей части дешевый продук

Основные факторы роста компании "Лира Керамика":
- выбор средней рыночной ниши;
- современное оснащение завода;
- тесное сотрудничество с итальянскими дизайнерами;
- четкий технологический контроль и контроль качества;
- созданная система мотивации персонала;
- продажа продукта через дилерскую сеть

Факторы, ограничивающие рост компании "Лира Керамика":
- низкий уровень квалификации рабочей силы, отсутствие культуры керамического производства;
- особенности менталитета обеспеченного российского покупателя, ориентированного на импортный продукт;
- низкий уровень жизни большинства населения;
- отсутствие культуры потребления керамической плитки в стране;
- кризис перепроизводства керамической плитки в Италии и Испании и, как следствие, демпинг со стороны многих производителей этих стран