Мы уже там

Тема недели
«Эксперт» №34 (387) 15 сентября 2003
Победа "Возвращения" в Венеции - своего рода шанс, предоставленный нам Европой, и повод задуматься о состоянии современного российского кино. Хотя рынок отечественной кинопродукции сегодня ущербен во всех отношениях, ведущие кинематографисты страны полагают, что именно сейчас происходит перелом к лучшему

Итоги нынешнего Венецианского кинофестиваля ошеломили весь мир: такого триумфа российского кино не ожидал никто - и сама Россия особенно.

Вообще-то главный приз прочили итальянскому классику Марко Беллоккио за фильм "Доброе утро, ночь". Эта картина стала фаворитом итальянской публики и прессы, и представлялось вполне логичным, что именно ей достанется победа на юбилейном (60-м) фестивале. Говорят, в решение жюри даже пытались вмешаться итальянские власти, жаждавшие помочь соотечественнику. Однако жюри (во главе с Марио Моничелли) осталось непреклонным. Беллоккио довольствовался лишь утешительным призом с торжественно-многозначительной формулировкой "За выдающийся личный вклад". Обиженный классик на сцену за призом не вышел: уехал в Рим, не дожидаясь церемонии награждения.

Кроме того, на "Золотого льва" претендовал японский мэтр Такэси Китано - но получил лишь приз за режиссуру. Режиссер, доселе принципиально избегавший в своих работах "самурайских" тем, на этот раз привез в Венецию картину "Заточи" - обновленную версию древней легенды про слепого самурая.

"Серебряного льва" жюри присудило "Воздушному змею" - впрочем, ни критиков, ни зрителей пацифистская картина ливанского режиссера Ранды Шахаль Саббага не увлекла.

Все лавры достались России. Фильм "Возвращение" Андрея Звягинцева получил аж двух "Золотых львов": главного "Льва" и "Льва будущего" (к которому прилагается сто тысяч евро) - за лучший дебют. Кроме того, были отмечены и другие российские картины: Алексея Германа-младшего наградили "Специальным упоминанием жюри дебютов" за фильм "Последний поезд", а российско-азербайджанская "Нефть" Мурада Ибрагимбекова получила "Серебряного льва" как лучшая короткометражка.

Объективности ради стоит заметить, что программа нынешней "Мостры" оказалась довольно слабой. Восточное кино, представленное в конкурсе, было не хуже и не лучше, чем стандартное фестивальное восточное кино. Однако и публика, и жюри, похоже, уже немного объелись артхаусной восточной экзотикой и эстетикой: палочки, чайнички, суши, сакуры и медитация оставляли их равнодушными. Американская же часть конкурса оказалась просто провальной. "Однажды в Мексике" Роберта Родригеса отличалась невероятно сумбурным сюжетом: режиссер целиком и полностью сконцентрировался на уличных перестрелках. В картине "Представляя Аргентину" Кристофера Хэмптона, основанной на подлинных событиях, произошедших когда-то в Буэнос-Айресе, документализм переплетается с мистикой наивно и нелепо (в поисках похищенной властями супруги муж обращается за помощью к лесным совам). Ридли Скотт представил на фестивале вялую авантюрную комедию "Человек-спичка", которая мало кого заставила улыбнуться. Зато множество улыбок завоевал режиссер Роберт Бентон: главный герой его фильма - профессор университета, уволенный за оскорбления в адрес чернокожих студентов, сам оказывается негром, в результате генетической путаницы родившимся с белой кожей.

Так что похвастаться тем, что "Возвращение" победило в честной конкурентной борьбе