Проверено временем

Международный бизнес
«Эксперт» №34 (387) 15 сентября 2003
Производители вина из Нового Света существенно потеснили признанных европейских лидеров - виноделов Франции, Италии и Испании. Но в элитном сегменте заокеанские вина еще долго не смогут составить серьезную конкуренцию европейским

Небывалая жара стояла в этом году в Европе. Европейское сельское хозяйство и вся экономика в целом несли огромные потери. Однако кому повезло с погодой, так это европейским виноделам. Рекордная жара способствовала вызреванию особого винограда, из-за чего вино урожая 2003 года будет лучшим как минимум за последние полвека. По предварительным оценкам виноделов, по качеству оно превзойдет вина 1947 года, считающиеся лучшими в XX веке.

Высокое качество вина урожая 2003-го, которого уже с нетерпением ждут по всему миру, укрепит позиции европейских виноделов в конкурентной борьбе с производителями вина из стран Нового Света (Аргентины, США, Чили), а также из Австралии и ЮАР. Появился даже термин "вина Нового Света", подразумевающий вообще неевропейские вина. Использование высоких технологий и более агрессивный маркетинг привели к тому, что в 90-х годах эти страны существенно потеснили традиционных лидеров из Европы - Францию, Италию и Испанию. Только за последние пять лет производители Нового Света почти на треть увеличили свою долю рынка.

Европейские производители пока и по объему производства, и по экспорту с большим отрывом опережают конкурентов. Основной козырь европейцев - культура виноделия, многовековая история винных марок при сравнительно ограниченном объеме производства каждой из них, высокое качество в сочетании с тонкостью вин. Все это позволяет европейским виноделам чувствовать себя довольно уверенно. Во всяком случае, в сегменте элитных вин производители из Нового Света еще долго не смогут составить европейцам серьезную конкуренцию. Однако защищать свои позиции в нижнем и среднем ценовом сегменте в ближайшие годы лидерам будет все сложней.

Война миров

Основное преимущество виноделов Нового Света - организация виноделия. В отличие от Европы большинство виноградников в этих странах - крупные, в сотни и тысячи гектаров

На два нижних ценовых сегмента - дешевые вина (до 10 долларов за бутылку) и средний сегмент (10-20 долларов), по данным инвестбанка BNP Paribas, приходится 90% мирового рынка вин при общем объеме этого рынка 147 млрд долларов. Производителям Старого Света сложно соперничать с заокеанскими конкурентами именно в этих сегментах. "Во-первых, потому, что издержки производства европейского вина выше, чем у сопоставимого по качеству вина из Калифорнии или ЮАР. Во-вторых, потому, что компании Нового Света используют более агрессивный и эффективный маркетинг. И в-третьих, потому, что компании стараются работать на оборот и готовы прибегать к скидкам, чтобы избавиться от излишков", - рассказала "Эксперту" аналитик Morgan Stanley Алекс Олдройд.

Основное преимущество виноделов Нового Света - организация виноделия. В Европе вино производилось в небольших количествах, причем технология его производства часто не менялась веками. В отличие от Европы большинство виноградников Нового Света - крупные, в сотни и тысячи гектаров. И принадлежат они не крестьянам или небольшим кооперативам, а крупным специализированным компаниям. Например, в Австра