Пищевая промышленность

Рейтинг Крупные производители продуктов питания и табачных изделий - наглядный пример "точек роста"

За последние годы колебания цен лихорадили нефтяную и металлургическую отрасли. Рейтинг фиксировал взлеты и падения машиностроителей и химиков. И только производители продуктов питания и табачных изделий неизменно наращивали обороты бизнеса. Этот выпуск "Эксперт-200" в очередной раз подтвердил правило. Предприятия пищевой промышленности заметно превосходят ведущие компании российской промышленности и по динамике развития, и по производительности труда, лишь немного уступая им в рентабельности (график 1).

По сути дела, пищевая промышленность - пример того, на что способна российская экономика при благоприятном инвестиционном климате. Срок окупаемости вложений в предприятия отрасли намного короче, чем при инвестициях в базовые отрасли промышленности. Отдачу от инвестиций можно почувствовать уже через год-два. При всей непредсказуемости ситуации в России такие сроки вполне приемлемы для большинства инвесторов.

Важно и другое. Сравнительно небольшие компании пищевки никогда не притягивали пристального внимания политиков. Ни государство, ни олигархи не проявляли особого интереса к их финансовым потокам. Депутаты не требовали пересмотреть итоги их приватизации. Даже коммунисты, и те признают целесообразность сохранения частной собственности в неключевых секторах промышленности.

За 1995-1997 годы объем капиталовложений в отрасль увеличился почти на 40% - до 2,2 млрд долларов в 1997 году, значительно опережая динамику роста инвестиций в топливный комплекс и в промышленность в целом (график 2). Даже после кризиса инвесторы сохраняли стабильные вложения в пищевую промышленность на уровне 1,5-1,6 млрд долларов ежегодно. Кстати, по объемам инвестиций производители продуктов питания устойчиво занимают вторую позицию после ТЭКа. Даже металлургические компании им не конкуренты.

Еще более оптимистично пищевая промышленность была оценена иностранцами. В 2000-2001 годах объем вложений из-за рубежа в российское производство продуктов питания существенно превышал инвестиции в топливную промышленность (график 3). На сегодняшний день в России свои производства имеют почти все ведущие мировые компании по производству продуктов питания и табачных изделий.

За годы инвестиционного бума ведущие российские участники рынка успели провести коренную модернизацию и внедрить новые технологии. По сравнению с 1997 годом износ основных фондов пищевых компаний сократился на 10,6 процентного пункта, составив к началу 2002 года в среднем 35,9%. Причем у ведущих производителей этот показатель существенно ниже. Так что по качеству продукции крупные отечественные предприятия не уступают иностранным компаниям. К тому же отрасль пережила период консолидации, и крупные российские холдинги вполне готовы к конкуренции с западными компаниями.

Соревноваться есть за что. Емкость российского рынка продуктов питания оценивается сейчас в 50-60 млрд долларов. Есть основания предполагать, что рынок будет увеличиваться и в будущем. Ведь реальные доходы населения растут уже четвертый год подряд (график