Смена приоритета

Международный бизнес
«Эксперт» №39 (392) 20 октября 2003
Со следующего года Китай начнет уменьшать налоговые льготы экспортерам. Это не только приведет к сокращению китайского экспорта, росту стоимости китайских товаров и структурной перестройке экономики, но и может вызвать рост социального напряжения в Китае

Китайские власти планируют пересмотреть государственную политику налоговых льгот для экспортеров. С 2004 года будет в среднем на четверть снижена ставка возврата экспортерам ранее уплаченных налогов (НДС, потребительский налог и так далее - налоги, собранные в ходе операций и движения экспортного товара по территории страны до момента декларирования и выхода за территорию страны). А к 2010 году, согласно предложениям, которые уже рассматриваются в Госсовете КНР, система возврата налогов и вовсе будет упразднена.

Причина внесения изменений в налоговую систему - экспорт из Китая растет настолько быстро, что для возврата ранее уплаченных налогов в бюджете не хватает средств. А накопленная многомиллиардная задолженность бюджета перед экспортерами уже стала угрожать стабильности финансовой системы КНР. С другой стороны, и прежней острой надобности в специальных мерах по стимулированию экспорта уже нет.

Результатом налоговых изменений станет снижение темпов роста экспорта (возможно, даже его сокращение) и увеличение стоимости китайских товаров, что должно позитивно сказаться на производителях из стран Юго-Восточной Азии. Тогда как для китайской экономики и китайских производителей, которые благодаря экспорту быстро росли на протяжении более чем десяти лет, а теперь вынуждены будут все больше переориентироваться на внутренний рынок, это очень серьезное испытание. В некотором роде - проверка на зрелость.

Большая проблема

За последние несколько лет ситуация с возвратом налогов стала одной из острейших проблем экономики Китая. На конец 2002 года общая сумма отсроченных платежей по возврату налогов составила 30,5 млрд долларов, а к концу 2003 года, по некоторым оценкам, она составит 42,6 млрд долларов (рост за год на 40%).

Больше других от задержки возврата этих сумм страдают регионы, ориентированные на экспорт, - в первую очередь специальные экономические зоны, зоны свободной торговли, зоны приграничной торговли и т. д. В качестве примера можно привести положение дел с возвратом налога в экспортном оплоте Китая - провинции Гуандун (в 2002 году на нее пришлось 36% всего экспорта страны). По данным налогового управления провинции, на конец июля 2003 года так называемый возвратный налог за 2003 год был возвращен экспортерам только на 20% (за 2002 год - на 98%). В других провинциях ситуация значительно хуже. В некоторых из них в марте 2003 года компании получали возвратный налог за август-сентябрь 2001 года, то есть отсрочка превысила 18 месяцев. В целом же по стране задержка составляет примерно год.

Задержки выплат со стороны государства превратили налоговые кредиты в долговые обязательства с просроченными сроками платежей, что в условиях быстрого роста экспорта привело к дестабилизации балансов банков и усилило долговое давление на экспортеров из-за возрастающих процентов по кредитам

Положение усугубляется тем, что в последние два года в Китае получила широкое распространение практика кредитования предприятий-экспортеров под возврат налогов. Согласно схеме,