Возвращение

Культура
Москва, 20.10.2003
«Эксперт» №39 (392)

Тринадцать лет назад режиссер Евгений Арье, автор культового спектакля "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", который до сих пор идет в Москве, вместе со своими учениками эмигрировал в Израиль. Там они попытались создать русскоязычный театр. Сразу выяснилось, что играть только на русском - дело бесперспективное. Репатрианты страдали от эмигрантской депрессии и в театр не ходили. Тогда актеры Арье выучили иврит и стали играть на двух языках. Со своими спектаклями они объездили весь мир, получали призы на многих фестивалях и сделали израильский театр конкурентоспособным на мировом театральном рынке.

Сегодня "Гешер" с полным основанием считается лучшим театром Израиля. К сожалению, это сомнительный комплимент. Страна, чьим первым и последним театральным достижением стали поставленные 80 лет назад спектакли театра "Габима", не обеспечивает той конкуренции, на которую Арье был обречен в Москве. Переехав в Израиль, режиссер потерял чувство театрального контекста и вынужден был упростить свой режиссерский почерк до предела.

Сегодня его режиссерская манера напоминает нечто среднее между "Ленкомом" и "Таганкой" тридцатилетней давности. Арье в изобилии использует постановочные приемы, давно вышедшие из моды: световой занавес и монтаж эпизодов а-ля Любимов, патетические выходы всех участников спектакля на авансцену а-ля "'Юнона' и 'Авось'". От коллег его отличает только горячий темперамент и неуемное желание до предела насытить трюками каждую секунду спектакля.

"Гешер" привез в Москву три спектакля - "Деревушку", "Раба" и "Одесские рассказы". "Деревушка" и "Раб" - это мелодрамы с толикой юмора. В "Деревушке" юноша и девушка любят друг друга. Но их свадьба совпадает с началом войны за независимость Израиля. Молодой муж уходит на фронт и погибает в первом же бою. Герои "Раба" - еврей и полячка - тоже любят друг друга. Однако родственники полячки норовят сжечь еврея на костре, а соплеменники еврея могут убить его за то, что он женился на "гойке". В результате гонений прекрасная полячка погибает, а ее мужа изгоняют из общины.

Чтобы публика не очень тосковала, Арье щедро сдобрил эти романтические истории разнообразными трюками и аттракционами.

Но с особым шиком развернулся режиссер в "Одесских рассказах", где на сцену выезжали автомобили и играл живой оркестр. Господь Бог здесь слушал граммофон и пил чай, бандиты палили из пистолетов, а персонажи выезжали на сцену на огромных картонных конях. Каждая шутка повторялась дважды - чтобы было смешнее.

Московская публика, впрочем, принимала "Рассказы" отлично. Слушая овацию зала, свое возвращение в Москву Евгений Арье мог считать триумфом.

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (392) 20 октября 2003
    Инвестиционный рейтинг россии
    Содержание:
    Барышня-крестьянка

    Получение Россией международного инвестиционного рейтинга станет хорошим подспорьем для финансирования экономического роста. Широко обсуждаемые риски избыточного притока спекулятивного капитала в страну преувеличены

    Международный бизнес
    Политика
    Реклама