Спросите у ваших сотрудников

Международный бизнес
«Эксперт» №43 (396) 17 ноября 2003

В минувшем году немецкие компании благодаря советам рядовых сотрудников сэкономили около 1,2 млрд евро. Это стало результатом того, что руководители компаний все больше понимают необходимость постоянно консультироваться с рядовыми работниками: выслушивать их рацпредложения и выплачивать за наиболее ценные "озарения" денежные премии. В свою очередь, работники стали высказывать свое мнение гораздо активнее. Так, по данным немецкого Института экономики предприятий, свои соображения по улучшению работы фирмы в 2002 году не побоялись высказать начальству на 27% больше работников, чем в 1998 году.

Советы сотрудников помогают не только экономить значительные средства (к примеру, в 2002 году Siemens снизила затраты на 170 млн евро), но и улучшить обстановку в коллективе. Иерархия становится менее заметной, а небольшие премии - в среднем немецкие компании в 2002 году выплатили каждому сотруднику за ценную идею премию в 206 евро - стимулируют служащих привносить в работу компании собственные идеи. В результате растет креативность - в прошлом году на 100 занятых в компаниях приходилось 54 рационализаторские идеи.

Лучше всего необходимость советоваться с простыми рабочими и уборщицами осознают в компаниях, которые сталкиваются с международной конкуренцией. К примеру, в каучуковой промышленности в течение прошлого года каждый сотрудник сделал в среднем три рацпредложения. Важно для стимуляции и то, чтобы эти предложения реализовывались, а не задерживались в столах у руководителей среднего звена. И здесь в немецких компаниях видны перемены к лучшему - в 2002 году семь из десяти идей были реализованы (в 2001 году - шесть из десяти). Наиболее восприимчивыми к советам работников оказались руководители энергетической отрасли - здесь было внедрено порядка 90% всех предложений.