"Норникель" и альтернативная энергетика

Наука и технологии
«Эксперт» №43 (396) 17 ноября 2003

Крупнейший российский производитель цветных металлов, компания "Норильский никель", объявила о начале сотрудничества с Российской академией наук (РАН). Металлурги собираются финансировать исследования и разработки РАН в области водородной энергетики и топливных элементов. Соответствующее соглашение было подписано на прошлой неделе.

Разработкой водородных двигателей и топливных элементов на основе водорода в бывшем Советском Союзе занималось около 20 научных организаций. До начала перестройки в СССР был создан достойный задел в этом направлении. Правда, за годы экономических реформ работы, можно сказать, практически заглохли, если не считать попыток создания стационарной водородно-энергетической установки, предпринятых Институтом перспективных исследований (Новосибирск) на деньги бывшего алюминиевого магната Льва Черного.

Принцип действия обычного топливного элемента таков. Анод и катод в нем разделены полимерной мембраной. На мембрану подаются водород и кислород - в результате электрохимической реакции выделяется вода и электричество. Главное достоинство такого двигателя - выхлоп, состоящий только из водяного пара и не содержащий вредных примесей. Основные недостатки разработанных водородных энергетических батарей - высокая себестоимость производимой энергии (стоимость 1 "водородного" кВт на российских установках, к примеру, составляет 3 тыс. долларов при норме в 100-200 долларов) и малый ресурс (2-3 тыс. часов непрерывной работы при норме в десять раз больше). Сейчас стоимость автомобилей с двигателем на топливных элементах (ходовые образцы есть, в частности, у General Motors и Toyota) составляет более миллиона долларов. Два таких автомобиля созданы на АвтоВАЗе. Электрохимический генератор для первого отечественного прототипа стоил свыше 300 тыс. долларов - сегодня перед разработчиками стоит задача удешевить эту технологию.

Гендиректор "Норильского никеля" Михаил Прохоров заявил, что его компания готова выделять 20-40 млн долларов ежегодно на исследования РАН в этой области.