Машиностроители и металлурги - лидеры по инновациям

Повестка дня
«Эксперт» №43 (396) 17 ноября 2003
Большинство инноваций российских предприятий сводится к банальной замене старых основных фондов. Собственно научными исследованиями и внедрением новых разработок занимается ограниченное число экспорториентированных отраслей.

Таковы главные результаты опроса 832 предприятий, проведенного Институтом экономики переходного периода по заказу Центра Карнеги. Инвестиции в инновации осуществляет подавляющее большинство российских промышленных предприятий. При этом около 60% из них приобретают новые машины и оборудование, более половины внедряют новую продукцию, 41% занимается обучением и подготовкой персонала. Еще треть проводит маркетинговые исследования, такая же часть внедряет новые технологии.
"Результаты достаточно отрадные, правда, отчасти это результат расширительного толкования инноваций, куда вошли и маркетинговые исследования, и обучение персонала, - считает Владимир Сальников, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). - Радует, что в лидеры по инновациям выбилось машиностроение: ведь оно производит оборудование и тем самым определяет технологический уровень других отраслей". "Машиностроение - одна из самых динамично реформируемых отраслей, это находит отражение и в других опросах, - соглашается Юрий Симачев, начальник управления анализа и разработок Института комплексных стратегических исследований. - Я во многом объясняю это изменившейся структурой собственности". В этом секторе сосредоточено и большинство маркетинговых исследований. "Условия сбыта все время ужесточаются, и предприятия ищут новые ниши ниши", - объясняет Юрий Симачев. Хорошую инновационную активность демонстрируют предприятия металлургического сектора, ориентированные на внешние рынки, они же проводят подавляющее большинство заказных научных исследований. Легкая промышленность, напротив, характеризуется относительно невысокими параметрами инновационной активности: это, по мнению экспертов, объясняется тем, что предприятия этой отрасли осуществили модернизацию раньше, еще три-четыре года назад. Сейчас в рамках новых технологий они обновляют свой парк (новые машины и оборудование за 2001-2003 годы приобрели 71% респондентов) и расширяют предложение. Абсолютными аутсайдерами в инновационном процессе являются стройиндустрия и лесопромышленный комплекс. Это позволяет предположить, что они ориентированы на уже устоявшиеся рынки, а ЛПК - в основном на сбыт продукции с низкой степенью переработки. Острота проблемы модернизации производственной базы отрасли подтверждается массовым приобретением новых машин и оборудования предприятиями (73%), в то время как внедрение новой продукции и новых технологий остается на минимальном уровне.