Кредиты для бедняков

Экономика и финансы
«Эксперт» №43 (396) 17 ноября 2003

Банки США проявляют интерес к привлечению бедных клиентов из Латинской Америки. Североамериканские финансовые институты первыми обратили внимание на эту перспективную нишу: 40% латиноамериканского населения - а это 220 млн человек - составляют именно бедняки (в самих США малообеспеченных лишь 34,6 млн).

Стратегия банков для бедных - предоставление кредитов под умеренные проценты и игнорирование низкой платежеспособности. Вероятность невыплат на этом рынке, естественно, очень высока - 20% (против 0,54% на обычном рынке кредитования), но большинство банкиров это обстоятельство не пугает. Взамен взятых на себя рисков банки для бедных получают относительно более высокие проценты и комиссионные. Так что бизнес полностью окупается, а объем рынка кредитов для бедных растет. Так, если за период с 1993-го по 1999 год объем кредитов беднякам вырос на 300% (с 40 до 160 млн долларов), то к настоящему моменту он составляет уже 300 млн долларов.

Идея воодушевила и местных бизнесменов: так, аргентинец Венсеслао Касарес основал в Бразилии банк для бедняков Lemon Bank. И сегодня в стране работают три с половиной тысячи филиалов этого банка. Основная сложность в деятельности Lemon Bank - механизм привлечения клиентов, ведь бедные редко ходят в банки. Похоже, Касарес нашел решение: он открывает свои отделения в булочных, аптеках и продуктовых лавках.