Привередливые, но щедрые

Русский бизнес
«Эксперт» №47 (400) 15 декабря 2003
Ужасы атипичной пневмонии и войны в Ираке туристы забыли. Этой зимой поток туристов на ближневосточном и азиатском направлениях вырастет на 20-25 процентов

Зимний туристический сезон в этом году не подготовил сюрпризов для туроператоров: российский рынок туризма стабилизировался. За границей, как и в прошлые годы, отдохнут около 2 млн россиян. Спрос на зимний отдых в пределах России тоже особо не изменится - по имеющимся оценкам, он вырастет не более чем на 5%.

С возвращением

Предпочтения туристов относительно зимнего отдыха по-прежнему укладываются в банальную формулу "пляж и лыжи". Но в этом сезоне исчезли актуальные еще весной "факторы страха" - атипичная пневмония и война в Ираке, что сыграло на руку курортам ОАЭ, Таиланда. Увеличение спроса на эти направления было заметно задолго до начала зимнего сезона.

"Страна с самым лучшим туристическим сервисом для европейцев", - поделилась впечатлениями моя коллега, вернувшаяся на днях из Объединенных Арабских Эмиратов. Так, видимо, считает большинство туристов, выбравших в этом году ОАЭ местом своего зимнего отдыха. В 2003-м таких россиян на 30-40% больше, чем в 2002-м. Как говорят туроператоры, отдых в Арабских Эмиратах в этом зимнем сезоне пользуется беспрецедентным спросом. Путевки на новогоднюю ночь в самых дорогих отелях российские туристы начали бронировать аж в августе, а к началу декабря все номера, выделенные для наших соотечественников в фешенебельных гостиницах, были распроданы.

Ажиотажный спрос на Эмираты был и предсказуем, и ожидаем: после весенне-летнего воздержания туристы со всего мира буквально набросились на ОАЭ. В этом году катастрофическая нехватка супердорогих отелей на береговой линии привела к росту цен на эмиратском направлении, и без того недешевом.

Российский турист в ОАЭ потянулся отнюдь не вслед за общемировой тенденцией. В последнее время изменился имидж Эмиратов в наших глазах. В начале 90-х, в период челночного бума, у россиян сформировалось представление, что Эмираты - страна для шопинга, а не для элитного отдыха. В этом году ситуацию изменила авиакомпания Emirates Airlines - первая по качеству предоставляемых услуг авиакомпания в мире, предложившая прямые рейсы из Москвы в Дубай. "Качество отелей было дополнено качеством перелета, и продукт стал законченным. Теперь можно говорить, что Дубай стал VIP-направлением, - считает Сергей Канаев, директор московского представительства Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая. - Кроме того, ОАЭ у российских туристов традиционно считаются зимним направлением отдыха. Из 222 тысяч российских туристов, посетивших Дубай в 2002 году, 85 процентов побывали там именно зимой".

Несмотря на дороговизну - недельный отдых в Эмиратах стоит не меньше 1000 долларов, он пользуется спросом не только у жителей российской столицы. Организованные в этом году чартерные рейсы из региональных аэропортов загружены полностью. Путешествия в Эмираты популярны еще и потому, что при одинаковом качестве отелей по совокупности затрат отдых в США, Европе и Азии получается более дорогим, чем в ОАЭ - ведь там вообще нет налогов.

Между тем любовь русских к Эмиратам далеко не взаимна. Владельцы отелей в