Обучение действием

Экономика и финансы
Москва, 26.01.2004
«Эксперт» №3 (404)
Надлежащее корпоративное управление - не мода, а средство выживания в растущей конкурентной борьбе

Согласно традиционным представлениям, Россия является большой и относительно закрытой экономикой - в отличие от "малых и открытых" экономик стран Восточной Европы. На этом основании автоматически делается вывод, что в России меньшая интенсивность конкуренции, что она не влияет в достаточной мере на поведение предприятий, а следовательно, нужны иные меры по стимулированию экономической активности, исходящие от государства. Только что завершившееся исследование, выполненное в ГУ-ВШЭ во взаимодействии с Центром сравнительных исследований (Болгария) и Тимоти Фраем из Университета Огайо (США), ставит под сомнение эту гипотезу.

Проект был посвящен сравнительному анализу корпоративного управления в Болгарии и России. Основой для него стала серия углубленных неформализованных интервью с руководителями средних, крупных и сверхкрупных акционерных компаний. В каждой стране летом-осенью прошлого года было проведено по 20 таких интервью.

Полученные для России данные свидетельствуют о существенно большей открытости экономики и интенсивности конкуренции, чем можно было ожидать в соответствии с традиционными представлениями. Тот факт, что две трети опрошенных предприятий реализуют свою продукцию на экспорт или в любой момент готовы переключиться на экспортные поставки, говорит об активной интеграции российских производителей в глобальный рынок. И судя по всему, этот процесс развивается вне связи с переговорами о вступлении России в ВТО.

Характеризуя влияние экспорта на процессы корпоративного управления в России, можно отметить две тенденции. Во-первых, среди экспортеров преобладают предприятия, входящие в бизнес-группы. Во-вторых, на российских предприятиях, реализующих часть своей продукции и услуг на экспорт, как правило, присутствуют иностранные акционеры. Это отражает интерес иностранных инвесторов к крупным компаниям, имеющим стабильные доходы от экспортных операций. Такие компании, не нуждаясь непосредственно в миноритарных акционерах, в последнее время стараются соблюдать их законные права, чтобы улучшить собственную международную репутацию.

Российские собственники, как оказывается, все чаще сами заинтересованы в зарубежных партнерах. И речь идет не столько о привлечении инвестиций, сколько о трансфере технологий, управленческого опыта, обеспечении сбыта продукции на новых рынках. Такая заинтересованность предполагает выстраивание цивилизованных схем взаимодействия с иностранными акционерами (ср. с практикой грубого нарушения их прав, что имело место в 90-е годы во многих российских АО).

Данные российских интервью свидетельствуют, что предприятия, входящие в бизнес-группы, сталкиваются с относительно меньшей конкуренцией, чем независимые компании. Так, только среди членов бизнес-групп были предприятия, отмечавшие умеренный уровень конкуренции. Можно предположить, что вхождение в бизнес-группы для российских предприятий выступало средством смягчения конкурентного давления. Вместе с тем, как показывают ответы на вопрос о динамике конкуренции, в последнее

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (404) 26 января 2004
    Борьба с коррупцией
    Содержание:
    Без шансов на успех

    В борьбе с коррупцией власти в очередной раз взялись за традиционное оружие - специализированные комиссии и советы. Однако отсутствие у новых органов реальных контрольных и карательных полномочий, их полная встроенность в нынешний бюрократический организм сделает результат антикоррупционной кампании нулевым

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама