Шофер-палеонтолог

Наука и технологии
Москва, 02.02.2004
«Эксперт» №4 (405)

Тридцатишестилетний шотландский геолог-любитель, а по совместительству водитель автобуса Майк Ньюман, обнаруживший более года назад на береговой отмели рыболовецкого порта Стоунхейвен окаменелую многоножку, нежданно-негаданно стал автором важного палеонтологического открытия.

После того как это крошечное членистоногое (его размеры составляют всего около одного сантиметра) было извлечено из пласта минерала алеврита и всесторонне исследовано учеными из Национального музея Шотландии в Эдинбурге и их коллегами из Йельского университета США, эксперты пришли к выводу, что ископаемая находка - "древнейший из известных на сегодняшний день сухопутный животный организм".

В знак признания заслуг наблюдательного шотландца перед мировым палеонтологическим сообществом новый вид реликтовых многоножек будет теперь официально именоваться Pneumodesmus newmani. По оценкам ученых, представивших результаты своей работы в последнем январском номере American Journal of Paleontology, возраст многоножки составляет 428 млн лет. При помощи современного оборудования шотландские и американские исследователи смогли разглядеть у нее многочисленные дыхальца - наружные дыхательные отверстия, типичные для ряда примитивных членистоногих.

До обнаружения Pneumodesmus newmani самым древним животным, обладавшим атмосферным дыханием (т. е. постоянно жившим на суше, а не в водной среде), считалось таинственное паукообразное существо, также найденное в окрестностях Абердина на востоке Шотландии. Этот "протопаук" обитал на Земле примерно 400 млн лет назад.

Вообще говоря, окрестности Стоунхейвена (как, впрочем, и некоторые другие соседние районы Шотландии) считаются сегодня одной из самых популярных палеонтологических площадок на нашей планете. Как профессионалы, так и любители ископаемых древностей активно перекапывают их в поисках разнообразных представителей животного и растительного мира палеозойской эры. Дело в том, что еще каких-то несколько сот миллионов лет назад этот участок суши находился совсем в другом месте - вблизи Экватора - и был частью огромного древнего континента. Как отметил сам автор открытия в одном из своих многочисленных интервью, "для возникновения первых сухопутных живых организмов требовались особые климатические условия, прежде всего - жара и высокая влажность воздуха. И тогдашняя 'Шотландия на экваторе' идеально соответствовала этим требованиям."

По мнению специалистов, изучающих эволюцию наземных животных, новое открытие вполне вписывается в рамки устоявшихся современных научных концепций: первые живые существа, сумевшие приспособиться к насыщенному кислородом воздуху, появились на Земле предположительно 400-450 млн лет назад, и "многоножка Ньюмана" лишь немного скорректировала этот установленный палеонтологами срок. Принимавший активное участие в анализе членистоногого реликта Лайалл Андерсон, куратор отдела беспозвоночных Национального музея Шотландии, полагает, что "наличие у него хорошо развитой дыхательной системы позволяет говорить о большой вероятности