Тонкое дело

Русский бизнес
«Эксперт» №6 (407) 16 февраля 2004
Сысертский фарфоровый завод осваивает отечественный рынок посуды с помощью необычной стратегии - ставка сделана не на производство и сбыт, а на оригинальный дизайн и знание особенностей русского чаепития

Город Сысерть, малая родина автора "Малахитовой шкатулки" Павла Бажова, за последние сто лет, кажется, несильно изменил свой облик - так и остался призаводским поселком: те же высокие черные трубы и одноэтажные деревянные избы. Разве что промышленных предприятий в Сысерти стало больше. К железоделательному заводу добавился "Уралгидромаш" - он выпускает мощнейшие насосы, которые работают не только в России, но и на каналах Индии и Египта. Правда, знают Сысерть в основном по дешевым салатникам и кружкам с бледными цветочками - уже лет сорок в ассортименте каждого хозяйственного магазина на Урале неизменно присутствует эта продукция Сысертского фарфорового завода.

Но сегодня длинный стол в кабинете директора завода уставлен очень красивыми сервизами из порцелана. Их дизайн - особая гордость сысертцев, патенты на него получены не только в России, но и за рубежом. Мировые лидеры отрасли уже заявили, что хотят производить посуду по этим образцам. В числе желающих - знаменитая фирма Rosenthal, дизайн для нее разрабатывают Versace и Bvlgari.

В недалеком будущем уральцы намерены потеснить иностранцев в массовом и среднем сегментах российского посудного рынка. Столь амбициозные планы могут изумить любого, кто мало-мальски знаком с положением в отечественной фарфоровой отрасли. Она явно в упадке: у большинства предприятий нет четкого позиционирования, разрушена старая система сбыта, падают обороты - на рынке господствует зарубежная продукция. Есть сомнения и в том, что новый русский фарфор придет именно с Урала. Ведь для того чтобы изменить нынешний рынок, потеснить на нем мощные западные посудные брэнды, необходимы современное производство и развитая дистрибуция - как минимум, а как максимум - наличие традиции, марки. Ни одним, ни другим, ни третьим в Сысерти похвастаться не могут.

дейной основой" сысертской продукции стал парадный русский фарфор - патетичный, патриотичный, с портретами императоров и военных героев, величавыми пейзажами, геральдическими знаками и богатым орнаментом

Зато есть у сысертцев хитрая стратегия, именно она развяжет все эти тугие узлы и выведет уральский фарфор в лидеры.

Фабрика народных салатников

Генеральный директор завода Владислав Чарсов, коренной житель Сысерти и горячий ее патриот, еще три года назад почти ничего не знал о фарфоровом производстве, но, как и все его земляки, был уверен, что местный фарфор - самый лучший, после ломоносовского конечно. В этом убеждении он и пребывал, покуда в 2001 году не возглавил завод.

У российского фарфора богатая и славная история. Свидетельство тому - музейные коллекции, собранные на старых, основанных еще в XVIII веке заводах: на Ломоносовском фарфоровом заводе, в подмосковных Вербилках и Дулево, которые поставляли изысканную посуду императорской семье и высшему сословию. Тут и разнообразие форм, и роскошный декор. И даже в советское время на этих предприятиях работали художественные лаборатории, в которых создавались красивейшие экземпляры посуды с ручной росписью.

У Сысертского заво

Основные элементы стратегии Сысертского фарфорового завода
1. Выделение дизайна из производственного цикла и превращение его в самостоятельный бизнес
2. Поиск новых потребительских ниш и оригинального стиля своей марки
3. Привлечение стратегического инвестора для поэтапной модернизации производства
Основные риски, связанные с реализацией данной стратегии
1. Неразвитость инфраструктуры рынка фарфора, прежде всего сбытовой сети
2. Отсутствие опыта позиционирования марки, особенно в среднем и массовом сегментах рынка
3. Высокий уровень конкуренции на рынке со стороны иностранных производителей