Рычаг или удавка?

Иностранные займы стали важным источником финансирования инвестиций для крупнейших российских компаний. Однако, если не удастся заместить приток кредитов прямыми инвестициями, быстрый рост долга уже через два года обернется серьезными проблемами

Одной из знаковых тенденций последних лет стал масштабный рост внешних займов российского бизнеса. Всего за два года приток заемного иностранного капитала в негосударственный сектор увеличился в восемь раз. В 2001 году он составлял 3 млрд долларов, в 2002-м - уже 12 млрд, а в 2003-м достиг беспрецедентной для России величины - 23 млрд долларов. Для сравнения: в 2002 году, согласно данным МВФ, совокупный приток заемных средств в негосударственный сектор всех стран с развивающимися рынками составил 59 млрд долларов. Отношение внешнего долга отечественных предприятий и банков к ВВП вышло на уровень 15%, сравнявшись с показателями таких стран, как Мексика и Польша. Вместе с участием в капитале отечественных компаний и реинвестированными доходами накопленный к настоящему времени объем иностранных вложений в российскую экономику достиг 40% ВВП, что соответствует уровню Японии.

Интенсивное привлечение средств банками и корпорациями привело к тому, что совокупный внешний долг страны, начавший было сжиматься в результате фактического отказа государства от новых заимствований, с 2002 года вновь начал расти. За последние два года он вырос на 21%, до 174 млрд долларов. При этом долг частного сектора более чем удвоился (с 29 млрд долларов в 2001 году до 67 млрд на конец 2003 года), а государства - сократился на 6%, до 107 млрд долларов на конец 2003 года.

Значительный масштаб внешних заимствований негосударственного сектора с высокой вероятностью сохранится по крайней мере в течение ближайших полутора лет, что связано с исключительно благоприятными условиями для привлечения российскими компаниями средств на зарубежных рынках заемных капиталов.

Беспрецедентно низкий уровень ставок мировых денежных и финансовых рынков скорее всего продержится до конца текущего года. Это связано с тем, что монетарным властям США необходимо продолжать стимулирующую денежно-кредитную политику для снятия ряда остаточных явлений недавней рецессии (невысокая активность на рынке труда, риски дефляции). Как следствие, нынешний, минимальный с 1958 года уровень учетной ставки ФРС (1% годовых) может сохраниться вплоть до президентских выборов в США.

Кроме того, можно ожидать, что в течение ближайшего года по крайней мере еще одно мировое рейтинговое агентство присвоит суверенным валютным долговым обязательствам России инвестиционный рейтинг. Это приведет к существенному удешевлению и расширению предложения кредитных ресурсов для российских заемщиков. Макроэкономические показатели России давно соответствуют уровню стран с инвестиционным рейтингом.

Наконец, весьма вероятно, что российское правительство в очередной раз отложит планы масштабного размещения еврооблигаций (Минфин, напомним, собирался занять 3 млрд долларов в 2004 году и 4 млрд в 2005-м). Профицитный бюджет и растущие резервы делают еврозаймы практически ненужными, если только не принимать во внимание более тонкие задачи по рефинансированию уже имеющегося долга по более низким ставкам. В результате банки и корпорации смогут вос

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (414) 5 апреля 2004
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Бессмысленная жертва

    Очередной пакет налоговых новаций правительства принесет убытки бюджету и не станет реальным подспорьем для бизнеса. Тем не менее эра бездумного поддержания профицита бюджета, похоже, подходит к концу

    Разное
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама