IPO ради брэнда

Русский бизнес
«Эксперт» №17 (418) 10 мая 2004
Парфюмерно-косметический концерн "Калина" разместил свои акции на ММВБ. Компания реализует стратегию интенсивного роста, чтобы противостоять зарубежным конкурентам

IPO "Калины" - четвертое в истории российского фондового рынка первичное публичное размещение акций: до уральского концерна на это отважились РБК, "Аптеки 36,6" и НПК "Иркут".

"Калина" предложила инвесторам 28-процентный пакет, почти половину его составили акции допэмиссии, а остальное - это акции, проданные акционерами компании. Цена размещения - 19 долларов за акцию, капитализация компании составила 186 млн долларов. После размещения доля мажоритарных акционеров - гендиректора компании Тимура Горяева и Европейского банка реконструкции и развития - уменьшилась с 85,3 до 60,9%. При этом г-н Горяев сохранил за собой контрольный пакет.

По оценкам экспертов, IPO прошло более чем успешно - компания разместилась почти по максимально возможной цене. Это подтверждается и тем фактом, что переподписка на акции допэмиссии составила только 39%. А вот спрос на акции, проданные акционерами, превысил предложение в пять раз - акции допэмиссии поступят на рынок только после того, как регулирующий орган зарегистрирует отчет о результатах размещения, а существующими акциями торговать можно уже сейчас. Прием заявок на приобретение "Калины" закончился досрочно. И это на рынке, падающем третью неделю подряд!

По оценке Александра Мерзленко, директора управления инвестиционно-банковских услуг ИК "Ренессанс Капитал", организатора IPO, в размещении участвовало более семидесяти инвесторов, сорок пять из них - иностранные фонды. Эмитент таким исходом доволен. "Мы достигли поставленных задач по структуре инвесторов и по объемам размещения", - сказал "Эксперту" Александр Петров, директор по экономике и финансам концерна "Калина".

Ажиотаж вокруг первичного размещения российского лидера отрасли был оправданным. Успех IPO "Калины" можно объяснить тем, что у ее акций есть перспективы роста: по сравнению с западными конкурентами компания выглядит недооцененной. "При IPO оценочные коэффициенты 'Калины' - EV/EBITDA (отношение полной стоимости компании к операционной прибыли) и P/E (отношение капитализации к чистой прибыли) - дали дисконт к аналогичным средним значениям западных компаний в 20-30 процентов", - считает Александр Свинов, аналитик Альфа-банка. По оценкам, содержащимся в аналитическом обзоре Объединенной финансовой группы, через год справедливая цена акций "Калины" составит 25,9 доллара за акцию. Правда, с этим согласны не все наблюдатели. По мнению Алексея Языкова, аналитика ИК "Атон", акции были проданы по цене, близкой к справедливой, и в дальнейшем их рост маловероятен.

Говоря о целях, которые преследовала компания, выходя на биржу, Александр Петров отметил: "IPO - логичное продолжение деятельности 'Калины'. При помощи IPO концерн качественно меняется: из частной компании, каковой он сейчас фактически является, превращается в публичную компанию с доступом к рынку капитала. Мы стремимся быть образцово-показательной компанией - публичной, с высокими темпами роста". В рамках решения этой же задачи "Калина" планирует до конца года выпустить американские или глобальные д