Не эмоции, а факты

Международный бизнес
«Эксперт» №18 (419) 17 мая 2004
Благодаря масштабной реструктуризации компания 3М из эффективной, но хаотично организованной структуры превратилась в хорошо управляемую, работающую по единым принципам корпорацию

Три года назад преуспевающая американская компания 3М, выпускающая более 60 тыс. самых разных затейливых и полезных продуктов - от скотча до иммуномодуляторов, принципиально поменяла подход к бизнесу. Обновленная менеджерская команда во главе с генеральным директором Джеймсом Макнерни предложила ряд принципов, на которых должна строиться работа компании. Недавно Макнерни, названный лучшим генеральным директором 2003 года по версии Industry Week, признался, что ему было не так важно, какие именно принципы предлагать. Главное, чтобы они были едиными для всей компании и чтобы их усвоил каждый сотрудник. К концу 2004 года любой работник 3М, хоть ночью его разбуди, должен суметь сразу рассказать, что философия компании зиждется на пяти принципах, в первую очередь на методологии Шесть Сигма (см. "Что такое Шесть Сигма"). Ходят даже слухи, что если кто-нибудь из сотрудников не расскажет сразу, о чем речь, его начальству сделает выговор лично генеральный директор.

Во многом благодаря такой жесткой целенаправленной реорганизации высокотехнологичная 3М не только без особых последствий пережила мировой экономический спад, но и упрочила свои позиции на многих рынках. В результате проведенной реструктуризации в 2003 году компания сэкономила 400 млн долларов.

О том, чему сотрудники 3М учились в течение трех последних лет, корреспонденту "Эксперта" рассказал вице-президент компании Инге Тулин.

Шесть Сигма для 3М

- Зачем компания решила внедрить у себя систему Шесть Сигма?

- Ключевые слова для 3М - инновации и предпринимательство, и это очень хорошо. Но до последнего времени структура 3М был очень сложной - у компании имелось сорок различных подразделений и шестьдесят представительств по всему миру. Каждое из них самостоятельно пыталось улучшить работу, но поделиться опытом с каким-либо другим подразделением в мире не могло. У нас не было общего инструмента, единого языка общения. Я не мог научиться у вас, а вы - у меня. С появлением же Шесть Сигма мы внезапно начали понимать инструментарий и язык. Ведь Шесть Сигма - это факты, а не эмоции. Это система работы с фактами, с результатами, которые можно понять и при желании воспроизвести.

К примеру, одна из дочерних компаний 3М хотела увеличить сбыт своей продукции в энергетической промышленности. Анализ неожиданно показал, что дело не в цене и не в тестировании пробной партии продукции, а в личных контактах. Если торговый представитель 3М встречался с потенциальным клиентом более трех раз, компания непременно получала заказ. Подобный опыт может быть ценным и в других отраслях в любой точке мира.

- Не повредило ли введение этой системы творческому, инновационному духу компании?

- Мы продолжаем инвестировать в НИОКР на том же уровне, что и раньше. Главное, что изменилось, - более понятным становится процесс управления исследованиями: на какой стадии надо остановить проект, а на какой дать зеленый свет новой стадии его реализации. Шесть Сигма позволяет быть уверенным, что делаешь все правильно. Можно сказать, что это