Евроремонт системы Станиславского

Культура
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
Четырнадцатого июня в Москву на гастроли приезжает знаменитый английский театр "Чик бай Джаул". Его основатель Деклан Доннеллан - идеальный режиссер для среднего класса

С тех пор как Москва стала одним из театральных центров мира, появился такой забавный неофициальный титул - "самый любимый иностранный режиссер". В 1910-е годы им был Гордон Крэг, в 20-е - Эрвин Пискатор. В 50-х Москва увлеклась Жаном Виларом, в 60-е - Питером Бруком. В конце 80-х трон любимого иностранца был занят на много лет Петером Штайном. Сейчас это место прочно закреплено за Декланом Доннелланом.

Доннеллан регулярно привозит на гастроли свой театр "Чик бай Джаул". Но чаще ставит спектакли с нашими актерами. В программе его гастролей только премьера "Отелло" выпущена собственными силами "Чик бай Джаул". Зато в "Борисе Годунове" 2000 года выпуска блистают Евгений Миронов, Ирина Гринева и Александр Феклистов. В "Двенадцатой ночи" - Игорь Ясулович и Александр Яцко. С 1994 года - тогда "Чик бай Джаул" впервые приехал в Россию - Доннеллан освоил чуть не все главные сцены страны. В питерском МДТ идет его "Зимняя сказка", а в Большом театре - балет "Ромео и Джульетта". Новая книжка Доннеллана об искусстве театра "Актер и мишень" вышла одновременно на английском и русском языках.

Секреты любви

Для того чтобы стать любимцем российской публики и театральных чиновников, нужно немного: в срок выпускать спектакли, регулярно клясться в любви к Станиславскому и демонстрировать приличный профессиональный уровень - все-таки московский зритель разборчив.

В профессионализме Доннеллана никто не сомневается. Созданная им в 1981 году труппа "Чик бай Джаул" объездила весь мир, собрала призы на всех сколько-нибудь заметных фестивалях, получила приличную прессу и хорошую кассу. Работая в тандеме со сценографом Ником Ормеродом, Доннеллан умудрился все недостатки гастрольного спектакля превратить в отчетливый режиссерский стиль. Он сводит к минимуму декорации, костюмы и спецэффекты. На пустой сцене его геометрически правильные мизансцены разворачиваются в подобие шахматной партии: офицер нападает на короля, пешка проходит в королевы. Получается интеллигентная антреприза: четверть века Доннеллан возит по всему миру постановки классиков английского театра.

С системой Станиславского все не так просто. Доннеллану и в голову не приходит заниматься с актерами психологическими тренингами. Вся его английская натура восстает против российской привычки выворачивать душу наизнанку и швырять ее в зал. Он вообще противник сильных страстей и недоверчиво относится к пафосным монологам героев. Несмотря на все уверения в верности Станиславскому, он по сути произвел евроремонт его Системы, приспособив ее для нужд современных актеров.

Его артисты не позволяют себе безоглядно отождествляться с героями. Они поглядывают на происходящее с брехтовским холодком и тщательно выполняют советы Гамлета - "не слишком размахивать руками" и не кричать, "пытаясь Ирода переиродить". Только в самые страшные моменты они могут забыть о хороших манерах. Тогда Отелло (чернокожий Нонсо Анози) катается по постели с Дездемоной, хватая ее за шею, и шокированная публика молчит, как громом пораженная.

Буржуазны

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама