Выход на миллиарде

Русский бизнес
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
ЕБРР расстался с акциями розничной сети "Пятерочка" c доходностью 400%. "Пятерочка" посчитала выгодным выкупить их в расчете на дальнейший рост стоимости

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) продал принадлежащий ему пакет акций российской розничной сети "Пятерочка". По данным последней, банк заработал на вложенный в 2001 году капитал 400%. "Пятерочка" сама выкупила продаваемый пакет.

Решение о вложении капитала в "Пятерочку" принял один из управляющих деньгами ЕБРР венчурных фондов - "Беркли Капитал Партнерс Фонд" (фонд "Би-Си-Пи"), российское подразделение международной инвестиционной компании "Беркли Капитал Партнерс" ("Би-Си-Пи"). По словам Дмитрия Боски, возглавляющего "Би-Си-Пи", в пользу "Пятерочки" сыграли два фактора: "выдающаяся управленческая команда" и стратегия. Владельцы компании, организованной в 1999 году, взяли за основу бизнеса формат экономичного супермаркета. Тактически это было сделано под влиянием кризиса 1998 года, а стратегически - исходя из предположения о том, что в этой нише у них вряд ли появятся иностранные конкуренты. Они, по мнению "пятерочников", должны в первую очередь осваивать рынок для среднего класса.

С тех пор компания строго выдерживала взятое направление. Технологии торговли в сети заточены на то, чтобы поддерживать цены, интересные для клиентов магазинов экономкласса: ассортимент не более 3000 наименований, что снижает издержки на логистику; поиск поставщиков, стоимость брэндов которых минимальна; аскетические помещения; выбор места под них.

Деньги ЕБРР пришли в "Пятерочку" в решающий момент. Дело в том, что растущая сеть остро нуждалась в распределительном центре, необходимом для оптимизации логистики. Так что средства от продажи акций пошли на его строительство. "В быстро развивающемся бизнесе каждый день - решающий, как на войне", - говорит Сергей Лепкович, управляющий сетью магазинов "Пятерочка" по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Повезло с фондом

Не последнюю роль в соблюдении руководством "Пятерочки" однажды выбранной стратегической линии, по всей видимости, сыграл и фонд "Би-Си-Пи". Он ввел в совет директоров компании трех своих представителей, причем один из них - известный английский консультант по ритейлу, двое других тоже были экспертами в бизнесе. По условиям договора продажи акций ЕБРР имел возможность оказывать влияние на большинство стратегических решений. Менеджеры "Пятерочки" считают, что партнерство с ЕБРР оказалось для них хорошей школой.

Заметим, что в сотрудничестве с ЕБРР многие отечественные компании стремятся обрести иной, "продвинутый" взгляд на управление бизнесом. Так, гендиректор компании "Нижфарм" Андрей Младенцев говорит: "Необходимость в денежных средствах составляла лишь половину от всей мотивации в привлечении инвестиций ЕБРР. Нам в равной мере были нужны партнеры, которые помогли бы в постановке целей и выработке планов и механизмов их реализации". Пользу от сотрудничества с банком руководство "Нижфарма" ощутило задолго до того, как инвестиции были получены: процесс оценки компании, разработка и формализация бизнес-плана позволили ему лучше понять себя. Владимир Мельников, владелец компании "Глория-Джин

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама