Финансовый ценз для гражданской инициативы

Политика
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
Конституционное право граждан непосредственно участвовать в управлении государством становится платным

Содержание внесенной президентом страны в Госдуму новой редакции закона "О референдуме Российской Федерации" и форма, в которой это было сделано, полностью соответствуют друг другу. К обсуждению проекта не были допущены ни политические партии, ни общественность, ни экспертное сообщество, ни СМИ, а послушная Дума немедленно приняла его в первом чтении. Да и суть документа сводится к тому, чтобы максимально затруднить обществу организацию референдума, то есть лишить это общество самой возможности прямо продиктовать исполнительной власти свою волю.

Проект заимствует целые блоки норм из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На мой взгляд, это концептуально недопустимо, так как федеральные выборы и референдум не только разные формы народовластия, но и требуют отдельного правового регулирования. Не случайно статья 84 Конституции РФ говорит о том, что президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Из этой нормы следует, что данный закон должен регулировать именно порядок назначения федерального референдума, определения его результата и обязательный характер его решения. Только эти вопросы требуют закрепления в конституционном законе, ведь они затрагивают основы народовластия, принципы разделения полномочий различных ветвей власти. Тут вполне уместен и вопрос о полномочиях парламента при назначении референдума.

Однако вместо совершенствования этих механизмов проект закона оказался перегружен вопросами процедурного характера: составление списков избирателей, финансирование и формирование избирательных комиссий, нарезка участков, порядок голосования и порядок подсчета голосов. Все эти нормы не требуют конституционного регулирования, их действительно необходимо постоянно совершенствовать. Они могут и должны быть унифицированы и для выборов, и для референдумов. Но делать это надо в форме обычного федерального закона, возможно федерального Избирательного кодекса, но никак не в форме федерального конституционного закона. В противном случае усложненные технологии подавят саму суть выборных и референдумных процедур, сделают их абсолютно непонятными для граждан.

Ведомственная заинтересованность разработчиков законопроекта видна на примере статьи 3, которая опускает вопросы подготовки и проведения референдума на уровень нормативных актов Центральной избирательной комиссии РФ, принятых в пределах ее полномочий, устанавливаемых предлагаемым федеральным конституционным законом. Таким образом, ЦИК РФ становится тем государственным органом, о полномочиях которого Конституция РФ ничего не говорит, а предлагаемый проект придает Центризбиркому фактически конституционный статус. Речь идет по существу о конституциировании всей вертикали избирательных комиссий, выделении ее в самостоятельную ветвь власти, что отнюдь не предусмотрено Конституцией.

Огромное число бюрократических препонов на пути реализации инициативы проведения референдума г

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама