Экстра классы

Общество
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
Конкурс "Лучшие школы России" 2004 года указал на сдвиг образования в гуманитарную сторону и на резкую диверсификацию школьной среды. Из места, где готовят к жизни, школа превращается в место, где уже живут

В 1935 году Иосиф Виссарионович Сталин приказал закрыть лучшие школы в стране - по его мнению, все советские школы должны быть одинаково хороши, а выдающиеся образцы могут и навредить. Список этих образцовых школ определялся на ежегодном конкурсе, который после указа, естественно, прекратил свое существование. Почти через семьдесят лет конкурс возрожден - и мы опять можем знать лучшие школы своей страны.

Результаты конкурса 2004 года, который назывался просто - "Лучшие школы России", объявлены. Учредителем конкурса выступило Министерство образования, организатором - Фонд поддержки российского учительства. Участвовать в конкурсе могла любая школа, а проводился он в три этапа: на муниципальном уровне; на региональном, что позволяло выделить наиболее интересные и значимые учебные заведения в различных уголках России; и наконец, на федеральном. На этот этап конкурса каждый регион мог представить три образовательных учреждения. От 72 регионов было подано 190 заявок. В результате заочного тура 30 школ стали финалистами. Финальная часть конкурса проходила в Москве в рамках Российского образовательного форума. Итоги финала подвела экспертная комиссия под председательством ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Эдуарда Никитина - определила десять лучших школ страны.

Школьная картография

Если говорить о географии, то десятка лучших российских школ сосредоточилась в Европейской части России. Да и из тридцати финалистов только шестая часть - это школы из-за Урала. Если бы в рамках конкурса соревновались федеральные округа, то лавры достались бы Центральному: из десяти школ-победительниц четыре находятся в субъектах этого округа - в Белгородской, Калужской, Московской областях и в Москве. Если сопоставить список номинантов и последний рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, представленный "Экспертом", то можно утверждать: успешные в образовательном плане школы чаще появляются в экономически успешных регионах - две трети школ-финалистов расположены в регионах из первой половины рейтинга. Бессмысленно пытаться точно определить, что здесь причина, а что - следствие: экономический ли успех толкает образование вперед, или образование делает возможными экономические успехи. Между образованием и экономикой есть и взаимосвязь, и взаимозависимость - это очевидно.

Сам список номинаций конкурса, предложенный оргкомитетом, говорит о том, что усилия школ ныне сконцентрированы в трех секторах: работа с учебным содержанием, педагогическая специализация школ и деятельность школы как общественного и социального института.

Работу с учебным содержанием представляли две номинации - "Школа педагогического поиска" и "Школа современных образовательных технологий". В этих школах апробируются новые педагогические подходы, внедряются современные технологии, активно используется дистанционное обучение, вводится информатизация и проч.

Педагогическая специализация школ - попросту говоря, это

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама