Либералы в мечтах о колбасе по 2.20

На улице Правды
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)

Случившийся на НТВ соблазн с увольнением ведущего программы "Намедни" Л. Г. Парфенова породил массу комментариев, где через слово писалось "информация" и "корпорация". В силу многозначности данных понятий их обильное употребление привело не столько к прояснению, сколько к запутыванию проблемы. Л. Г. Парфенов не уставал повторять: "Чего стоит внутрикорпоративная этика, то есть лояльность начальнику, по сравнению с 'внешнекорпоративной' этикой - лояльностью публике. Ведь главная задача любой телекорпорации - давать информацию зрителю. Надо понимать, что у информации есть собственная ценность".

Возразить было бы нечего, если бы не мелкий нюанс. В обыденном употреблении (предполагаемом по умолчанию) данное слово означает не просто информацию, то есть некоторую битовую цепочку, но информацию к размышлению, своего рода меморандум, ознакомиться с которым необходимо, чтобы не стать "глупенькой жертвой обмана" (© В. И. Ленин). Информация - не всякое сообщение, но глубоко насущное, способствующее пониманию закономерностей природы и общественной жизни, и какая-нибудь "Экспресс-газета", безусловно несущая информацию в формальном смысле этого слова, не является носителем информации к размышлению. "А знаете ли вы, что у алжирского дея под самым носом шишка?" - информация, но не та, сообщение которой читателю (зрителю etc.) является безусловным долгом всякой медийной корпорации, поскольку она без ущерба для аудитории может быть заменена на не менее интересные подробности из жизни Ксении Собчак, сельских антропофагов или нидерландских любителей конопли.

Такая тонкость двоякого словоупотребления означает, что само по себе производство битовых цепочек еще не дает особых прав и привилегий (в части той же корпоративной дисциплины, например). Чтобы успешно домогаться особых прав, необходимо доказать, что речь идет именно о производстве информации к размышлению, без которой человек будет слеп и беспомощен, - причем бремя доказательства логичнее возложить на домогающегося. В противном случае число обладателей иммунитета расширится почти беспредельно.

Но в том и особенность полемики вокруг соблазна на НТВ, что бременем доказательства никто не хочет себя отягощать, и обширные требования насчет неприкосновенного журналистского статуса высказываются не как сформулированные ad hoc (что применительно к Л. Г. Парфенову как солнцу нашего телеящика было бы даже и логично или по крайней мере понятно), но как универсальные. Всякий журналист a priori объявляется носителем важнейшей общественной функции, для исполнения которой необходимы неприкосновенность и несменяемость. Что-то вроде судьи и депутата в одном флаконе. Делай апологеты Л. Г. Парфенова одну важную оговорку, заключающуюся в том, что, поскольку владельцем НТВ является "Газпром", где владельцем контрольного пакета является государство, то говорить о чисто корпоративном конфликте было бы неточно - все можно было бы свести к непростым отношениям Мольера с Людовиком XIV, и возражать было бы трудно. Но этой напрашивающейся

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама