Детская болезнь страховых инвестиций

Спецвыпуск
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
Для российских страховщиков инвестиции до сих пор являлись важной составляющей взаимоотношений с учредителями и элементом маркетинговой политики. Чтобы еще и заработать на управлении инвестпортфелем, нужно привлечь профессионалов инвестиционного рынка

В странах, где развит страховой рынок, страховщики получают прибыль в основном за счет инвестиционных вложений. Это неудивительно: в условиях чрезвычайно жесткой конкуренции и максимального проникновения на рынок рассчитывать на значительный андеррайтерский доход не приходится, поэтому центр прибыли смещается в сферу управления инвестициями.

В России ситуация принципиально иная. Практика размещения страховых резервов и собственных средств большинства отечественных страховщиков за исключением некоторых крупных компаний лишь отдаленно напоминает инвестиционную политику. Они по-прежнему вкладывают, руководствуясь не принципами надежности, рентабельности и ликвидности, а весьма сомнительными критериями.

Для своих, любимых

Российские страховщики в отличие от своих западных коллег могут получать достаточно большой доход от оказания собственно страховых услуг. Поэтому деятельность они строят вокруг своей клиентской базы: она является центром прибыли, а инвестиционная политика оказывается вторичной. Поэтому практически любая компания - будь то кэптив или рыночно ориентированный страховщик - при осуществлении инвестиционных вложений, очевидно, зависит от собственников и крупных клиентов. Для кэптива характерна не только высокая доля аффилированных организаций в структуре инвестиционного портфеля, но и регламентирование финансовых потоков и инвестирования со стороны "большого брата". Фактически менеджмент не влияет на размещение средств.

Размещение депозитов и денежных средств на расчетных счетах аффилированного банка и приобретение его векселей, конечно, облегчает порядок расчетов и организацию финансовых потоков, а также снижает транзакционные издержки контроля и проверки контрагента. Но все-таки доля вложений в "свои" банки часто выше оптимальной с точки зрения экономической эффективности и целесообразности. Есть и другая крайность - большая доля вложений в неликвидные долговые бумаги собственников и доли в уставных капиталах зависимых обществ. Такие "вынужденные" инвестиции, конечно, не оказывают благотворного влияния на финансовое положение страховщиков.

В числе прочих видов сотрудничества страховых компаний и банковских структур очень популярен обмен услугами: страховщик в ответ на заключение договора страхования (с банком или другой организацией при посредничестве банка) приобретает финансовые инструменты клиента. "Распространено инвестирование средств в депозиты и векселя тех банков, которые поставляют страховым компаниям клиентов, в частности для страхования залогов, - говорит замгендиректора по экономике и финансам компании 'Энергогарант' Сергей Шорохов. - Такие клиенты являются лакомым куском для большинства страховщиков, ведь уровень страховых выплат по таким клиентам ниже, чем в среднем по рынку". Между тем вложения в ценные бумаги клиента - часть маркетинговой, но отнюдь не инвестиционной политики.

При вышеописанных подходах часто игнорируется принцип соответствия страхового и инвестиционного портфелей. Норма согласования инвестиций по срокам

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама