Кто обналичит льготы

Экономика и финансы
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)
Идея монетизации льгот и разграничения социальной ответственности между органами власти различных уровней правильна. Но ее реализация сулит проблемы регионам

К концу весенней сессии Госдума примет законопроект "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ 'О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"'", вокруг которого уже сейчас разгорелись нешуточные страсти. Ради принятия этого документа премьер-министр Михаил Фрадков даже потребовал сократить думцам каникулы на десять дней.

Суть законопроекта заключается в замене натуральных льгот денежными компенсациями: предлагается с 2005 года ввести компенсации вместо льгот для 12 млн человек. Из федерального бюджета для этого предполагается выделить 171,8 млрд рублей (то есть около 6 млрд долларов) для героев войны и труда, инвалидов и блокадников. По расчетам Натальи Акиндиновой из Центра развития, на эти выплаты уйдет порядка 85% прогнозируемого профицита федерального бюджета.

Заменить ли деньгами льготы ветеранам труда, труженикам тыла, пенсионерам, детям-сиротам, многодетным и неполным семьям (а таких льготников сегодня порядка 20 млн), будут решать региональные власти. Они же будут определять состав льгот или же суммы денежной компенсации.

"Финансовое обеспечение социальной поддержки населения в связи с монетизацией льгот возрастет в четыре раза", - сообщила замминистра финансов РФ Татьяна Голикова. (В этом году на льготы из федерального бюджета было выделено лишь 40 млрд рублей.)

Пока решено повременить с монетизацией льгот по ЖКХ, поскольку в этой области еще не проведена реформа и непонятно, сколько денег могут стоить все эти льготы. Однако к 2006 году правительство намерено решить и этот вопрос.

Благая цель

Россияне пользуются льготами в размере 2,7 трлн рублей. Эта сумма эквивалентна 20% ВВП. Основными направлениями социальных льгот являются транспортные услуги (395,2 млрд рублей), медицинские услуги (133,8 млрд), санаторно-курортные услуги (123,6 млрд) и жилищно-коммунальные услуги (123,3 млрд рублей)

Оценивая документ, следует четко различать его цель и воплощение. Цель законопроекта - разграничить полномочия и ответственность между органами госвласти различных уровней и органами местного самоуправления. Проект отменяет так называемые нефинансируемые мандаты - обязательства и федеральные нормы центра, предписываемые регионам к непременному исполнению, но не обеспеченные гарантированными доходами экономики. Субъектам РФ даются полномочия самим определять вид и стоимость социальных пособий, исходя из собственных возможностей, а определив их, нести непосредственную ответственность за реализацию. И это, безусловно, хорошо.

"Федерация придумывает, на что сколько тратить, а денег при этом требует от региона, у которого их может и не быть. В результате никто ни за что не отвечает. Федерация сваливает на регионы, регионы - на отсутствие денег и помощи от центра. В итоге единые требования для всех субъектов в восемь раз различаются по исполнению ра

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (423) 14 июня 2004
    Кризис на межбанковском рынке
    Содержание:
    Операция "Страх"

    Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Общество
    Реклама