Пиво только с утра

Повестка дня
«Эксперт» №25 (426) 5 июля 2004

Дума неожиданно решила принять в третьем чтении поправки к Закону о рекламе, серьезно ужесточающие требования к рекламе пивной продукции

Рассматриваемые поправки ограничивают рекламу пива в телеэфире с 17 до 22 часов, запрещают использовать в роликах образы людей и животных, формировать благоприятный образ продукта в глазах потребителей, связывать употребление пива с достижением высокого социального статуса. Кроме того, существенно сужаются возможности размещения рекламы в молодежных печатных изданиях и в наружке, вблизи учебных заведений. Главная цель поправок, как заявляют авторы, - "борьба с алкоголизацией молодежи". Голосование намечено на 7 июля, и судя по высказываниям спикера Госдумы Бориса Грызлова, поправки пройдут. Для бизнесменов такой поворот событий стал полной неожиданностью: "Рекламное сообщество удивлено тем, каким образом приняли решение менять закон, - говорит генеральный секретарь совета Ассоциации медийной индустрии Елена Зелинская. - Еще осенью 2002 года, когда старая Дума приняла законопроект во втором чтении, стало ясно, насколько он несовершенен. Была создана согласительная комиссия, куда вошли и законодатели, и рекламщики, и пивовары, и она готовила компромиссный вариант поправок к осени 2004 года. Но вдруг о комиссии забыли и решили срочно голосовать по старому варианту". В Думе же считают, что закон завис из-за компаний, заинтересованных в рекламе пива. И действительно, в случае принятия поправок рекламный рынок, объем которого в прошлом году составил 2,6 млрд долларов, потеряет 20% рекламных бюджетов. Большинству рекламодателей придется менять свои телевизионные ролики, а многие просто откажутся от телерекламы - уж слишком скучной она должна быть, чтобы соответствовать закону. Между тем, насолив и пивоварам, и рекламщикам, законодатели не смогут ограничить доступ к напитку подрастающих россиян. К тому же массированная реклама не всегда способствует бурному росту потребления. По словам исполнительного директора BBDO Marketing Игоря Кирикчи, во Франции, например, где уже много лет действуют жесткие законы, пива меньше пить не стали, а в более либеральной к напитку Великобритании за двенадцать лет затраты на пивную рекламу выросли на 58%, а объемы потребления пива упали на 17%.